Wednesday, September 4, 2019

Вся жизнь - фантастика. Часть 4. Слезинки ребенка как основа империи Григория-Гасана Евдаева-Мирзоева


Данная статья - четвертая статья цикла "Вся жизнь - фантастика", о ректоре Российской академии адвокатуры и нотариата, председателе Гильдии российских адвокатов, бывшем депутате Госдумы 3-го созыва адвокате Гасане Борисовиче Мирзоеве (Григории Борисовиче Евдаеве).





                                  *            *            *

Мы уже установили, что Гасан Мирзоев может врать и врет намеренно, изобретательно, красочно, с прицелом на эмоциональное воздействие на слушателя, цинично и бесстыдно.

Учитывая это, я субъективно полагаю, что не имею оснований верить ни одному его слову - ни устному, ни письменному.

С этой точки зрения, не доверяя ни одному слову Гасана Мирзоева, я подошла к изучению вопроса о его необычном и даже необычайном шаге - сменить себе имя и фамилию, с еврейской (Григорий Евдаев) на азербайджанскую (Гасан Мирзоев).

Отказаться от данного тебе отцом имени, и особенно от родового имени - особенно для представителя малого сплоченного горского племени, каким является Григорий Евдаев - акт экстремальный, и требующий, соответственно, экстремальных обстоятельств.

И уж совсем экстремальными становятся эти обстоятельства, когда старшие патриархального племени, где принято ультимативно решать вопросы взрослой жизни детей за детей - вплоть до того, когда и на ком жениться и выходить замуж - когда эти старейшины принимают смену данного при рождении и родового имени юноши, продолжателя этого родового имени и даже благословляют юношу на этот шаг.

Единственное, что должно быть достоверно и непререкаемо известно о смене имени Григория Евдаева на Гасана Мирзоева - это тот факт, что эта смена имени произошла.

Для этого должны быть документальные доказательства - свидетельство о рождении, документы средней школы и школы рабочей молодежи, где учился Григорий Евдаев.

Правда, у нас на руках их нет, они остались в иностранном по отношению к России государстве Азербайджан.  Однако, Мирзоев-Евдаев факта смены имени и фамилии не скрывает, фамилия его отца Евдаев, в своих книгах Евдаев-Мирзоев упоминает, что друзья детства и юности зовут его "Григорием" или "Гришей".  Допустим, что смена имени произошла.

Мотивы для смены имени и фамилии нам придется искать самим, так как, как мы уже установили, словам Гасана Мирзоева о своих мотивах на этот счет доверять нельзя.

В своих биографиях и мемуарах/книгах Мирзоев-Евдаев говорит, что сменил имя и фамилию уже на 3-м курсе вуза, в 1969 году, будучи 22-х лет от роду.

В вуз, судя по его книгам, Мирзоев-Евдаев поступил в возрасте 20 лет, только к 20-летнему возрасту получив среднее образование в школе рабочей молодежи (об этом - отдельная статья).

Одновременно со сменой имени и фамилии на третьем курсе вуза с Мирзоевым-Евдаевым, судя по его книге "Обещание справедливости" (1999 год) и "Мой завет" (2007 год), произошло не одно, а несколько экстремальных событий.

1.  Версия Мирзоева-Евдаева - работая параллельно с обучением в вузе оперуполномоченным райотдела милиции, Мирзоев-Евдаев предъявил обвинения в воровстве сыну высокопоставленного правительственного чиновника и из принципиальных соображений отказался забрать свое обвинение назад.  Отчисление его с юрфака и отправка в армию были местью властей за это "принципиальное упрямство".

Этой версии Мирзоева-Евдаева, как и любому другому его слова - я не верю.

2.  Официальная версия отчисления Мирзоева-Евдаева с юрфака - что он вовремя не сдал табельное оружие и проходил с ним сутки (а может, и больше, помните, словам Мирзоева-Евдаева верить нельзя) - больше походит на истину.

Однако, отправка из Баку в Тверскую (тогда Калининскую) область, на расстояние 2-х часов езды от Москвы, где, в отличие от Баку, снабжение было значительно лучше, причем не в стройбат, а на элитную базу стратегических бомбардировщиков, где он быстро продвинулся по службе и стал сержантом и помощником командира, трудно назвать ссылкой и тяжелыми условиями службы.

И вот во время всех этих, как бы это сказать, турбулентных событий - выгнали из вуза, призвали в армию, отправляют тут же (через 4 дня после того, как выгнали из вуза) за 2 383 километра или за 29 часов езды от дома (расстояние между Баку и Тверью)



Григорий Евдаев вдруг не находит ничего лучшего, как еще вдобавок и сменить и имя, и фамилию.  И в армию явиться уже Гасаном Мирзоевым.

Рассматривая эти обстоятельства с точки зрения обоснованного недоверия к задекларированным мотивам Григория Евдаева - Гасана Мирзоева, разумный человек может прийти к такому выводу:  Григорию Евдаеву нужно было исчезнуть, раствориться в пространстве, так, чтобы его было невозможно найти.

Конечно, это не тот мотив, который выдвигает сам Григорий Евдаев - Гасан Мирзоев.

Он рассказывает фантастическую историю о том, как его прадед, житель горного племени татов (горских евреев) 

(племя насчитывает 20 000 человек по всему миру, по словам того же Мирзоева, имеет свой язык, но не имеет письменности, и проверить, каким образом умер прадед Мирзоева, не представляется возможным)

приехал к порогу родного горного жилища трупом на лихом коне, с воткнутым в грудь приметным кинжалом, по которому родичами был установлен убийца из поселившегося по соседству рода Мирзы.

И что традиции обоих горных племен требовали кровной мести.

И что кровная месть извела бы и без того немногочисленные племена.

И что старейшины рода согласились на то, чтобы кто-то принял на себя имя убийцы, войдя в его род.

И что с поколения прадеда почему-то никто этого не сделал.

Но при рождении Григория Евдаева якобы деды от обоих племен согласились, что именно Григорий Евдаев, изо всех мальчиков - потомков его якобы убитого прадеда - должен будет принять имя Мирза.

Но что Григорий должен будет решить сам, когда, в какой момент жизни это ему сделать.

И Григорий решил это сделать в зрелом возрасте 22-х лет, будучи выгнанным из университета и уходя в армию.

Насколько приторно-кустарно сляпана эта легенда, судите сами, в двух вариантах - в книге "Обещание справедливости" (1999) и "Мой завет" (2007).

В хронологическом порядке.  "Обещание справедливости", 1999, стр. 188-190:

"Зина улыбнулась, и это была улыбка внимания ко мне.  Клянусь, она говорила: пожалуйста, расскажите о себе еще.

Я посмотрел на нее, а она ответила спокойным взглядом, излучающим свет далеких звезд, и ждала продолжения моего рассказа.  Теперь мне и самому хотелось побольше рассказать о себе и своем роде.

- Моя фамилия, звучащая на мусульманский лад, образовалась не случайно.  Это история, подходящего для того, чтобы о ней писали в книгах, учебниках по добрососедству и миролюбию.  Свою древнейшую татскую фамилию мы сменили на мусульманскую после того, как наш род подвергся опасности полного уничтожения по обету кровной мести.  Мои предки жили в живописнейших местах Кавказа.  Но как бы ни был красив и вечен Кавказ, это прежде всего горы.  А у горцев представления о чести и достоинстве, как у высокогорных птиц.  Горцы есть горцы.  История эта уникальна, и по сей день ее рассказывают родители своим детям.  От северного Азербайджана, в Кусарах, Худате, в Кубе, в Хачмасе.

Когда в 1888 году отец моего деда был убит, он был еще достаточно молодым человеком, если учитывать долголетие горцев.  В солнечный день, когда воздух в горах становится  хрустальным и светится в долинах голубоватой дымкой и, словно тонкой пеленой, покрывает виноградники и аулы в низинах, а к вечеру холмы, леса и сами горы начинают отливать янтарем, излучая теплый желтоватый свет по всем долинам и ущельям, в такой день лошадь на своей взмыленной спине, в седле, украшенном любящей верной женщиной, принеслса мертвого хозяина к родному дому.

Выбежала жена, выбежали сыновья во двор, да так и замерли от страшного зрелища.  Тело отца склонилось к конской гриве, ноги были плотно прижаты к бокам коня, а из груди моего прадеда торчал большой кинжал.

Женщина закричала и бросилась к мужу.  Припала к его ногам, моля мужа жить ради нее и детей, целовать его ноги.  Никак не могли сыновья увести обезумевшую мать в дом.  Они молча сняли отца с седла, вынули из его груди кинжал, и по кинжалу этому поняли все, что случилось.  Сам узор на серебре рассказал им о том, кто убийца.  По тому, что кинжал был в груди, сыновья установили, что не трус и не подлец убил их отца.  Смерть пришла к гордому и сильному человеку, к настоящему мужчине, не опозорив его.  Он умер, как настоящий представитель рода джугури:  в седле от рук достойного врага.

Вот вам, кстати, и о врагах.  Иметь достойного врага - великое дело.

Что же это был за кинжал?  А кинжал этот был с таким узором, которого не могли не знать в семье Ефрома, вот уже полвека воюющей с семьей, чью фамилию я пока не назову.

Давно это было.

В начале девятнадцатого века.

Мой богатый пращур владел большими площадями земли на склонах Кавказа.  Он был одним из первых фабрикантов, промышленников тогдашнего Кавказа.  Но владел он землей не только в силу выкупа, но и по праву предков.  Испокон веков она принадлежала моему роду, эта земля.

И вот пришли люди из Северного Ирана, большая семья, которая осела на нашей земле и со временем стала воспринимать место своего обитания - принадлежащим им по праву.

Началась война.  Стоило только потерять в этой войне одного человека, как война начала косить всех мужчин обоих родов.  Из поколения в поколение передавал враждебный род обет истреблять наших мужчин.  Мой пращур стал последней жертвой в этой бессмысленной, потерявшей давно свои причины, войне.

Старший сын убийцы и старший сын моего убитого прадеда, мой мудрый дед, поклялись прекратить кровную месть.  Как это сделать, чтобы какая-нибудь горячая голова не решила возобновить месть?  Как не дать даже шанса вновь сотворить трагедию?

И тогда два рода решили смешать свои фамилии.  Они поклялись, что каждый род именем убитого им в этом бою противника назовет своего родившегося сына.  Тогда, зная о свершившемся, никто уже из обоих родов не замахнется на человека с фамилией противника, так как всегда будет бояться, что убьет своего.

И ввот они взяли имя Ефрем, а мы взяли имя Мирза, мусульманское имя, и поклялись, что имя это отныне будет их именем.

Лишь мой отец оживил это обещание, а я выполнил клятву предков.  Теперь фамилию Мирзоев ношу я, мой брат и продолжатели нашего рода - мой сын Борис и Заур - сын Натана".

Еще раз, это Гасан Мирзоев, "Ощущение справедливости", 1999, стр. 188-190.

Конечно, непонятно, как "мудрый дед" Гасана Мирзоева сел за стол переговоров со старшем сыном убийцы из рода Мирза в 1888 году, после смерти своего отца с приметным серебряным кинжалом в груди ("Обещание справедливости", 1999), когда он родился только через 7 лет, в 1895 году ("Мой завет", стр. 75, годы жизни деда Гасана Мирзоева, Натана Бен Ёвдо - 1895-1948).  Но говорить правду - в мелких деталях или крупных - не конёк Гасана Мирзоева, ни взмыленный, никакой.

А вот отрывок на ту же тему из книги Гасан Мирзоев, "Мой завет", 2007, стр. 75-76.

"Так что для начала разрешите представиться – Григорий Борисович Евдаев…, так меня звали до июля 1969 года.



Было это еще в конце девятнадцатого века, когда в случае неотмщения родственниками за убийство в течение трёх дней - семьи убитого и убийцы считались связанными узами кровного родства. Жили на Кавказе две семьи, два старинных рода. Но однажды молодой человек из одного рода убил юношу из другого рода. Суть не в том, кто был виноват, да и не дошла до нас эта конкретика. Так обычно и бывает, так и заведено у людей: забыли из-за какой соринки завязалась война, а перебили всех. «Кровная месть», так называется эта война на Кавказе. Мстили представители двух родов вражескому клану до тех пор, пока кому-то из них, очевидно, самому гениальному, не пришла в голову мысль, что пора с этой пустой резней заканчивать, тем более, что следующие поколения убивали-то друг друга вообще не из ненависти, а потому что так велела традиция. Может, и не пришла бы никому идея примирения, если бы два рода не поняли, что некому продолжать их древа, что по одной веточке на этих некогда мощных стволах осталось. И вот тогда собрали совет, встретились старейшины родов, и был от нашего рода старейшиной мой дед. Традиции есть дурные, а есть и святые. Одной из глубочайших по своему смыслу традиций является такая…



Дед мой сидел на ковре перед своим собеседником и молчал. В дальнем крыле дома плакал ребенок. Этот двор, дом, да еще целый квартал вокруг некогда принадлежали ему, деду. Собеседник навострил ухо, потом повернулся на плач.



- С прибавлением тебя, Натан.



- Внук родился, - сдержанно ответил дед.



- Джигит. Как назвали?



- Назвали Григорием, по-новому, хорошее имя, звучное, тут дед провел по лицу ладонями, и внимательно посмотрел на собеседника, - сам решит, он сам решит.



- Что решит, дорогой? – удивился противник.



- Решит наш давний спор, Мирза, войну нашу остановит. Вот ты говоришь, внук у меня родился, у тебя вон тоже один сын остался. У меня два сына осталось, родни совсем мало, война с фашистами отобрала наших детей, а до этого сами мы, семьи наши поработали над тем, чтобы обеднели наши семьи. Разве было такое, чтобы в наших татских семьях детский смех был в диковинку, чтобы тишина стояла, как после боя, чтобы не было уверенности в том, что род будет жить в веках! Вот ты говоришь, внук… Забыл ты что ли? Когда кровная вражда прекращается, меняются враги самым дорогим – своими именами. Но мой сын поторопился, и теперь менять ребенку имя несподручно. Поэтому я и сказал: он вырастет и сам решит. А мы с тобой, Мирза, с этого момента будем ждать, а своим семьям объявим, что все вопросы сняты.



- Какие вопросы, уважаемый Натан?



- Вопросы жизни и смерти: не должны мы от этого часа решать вопросы жизни и смерти чужого рода. Иди себе с миром.



Наверное, так и договорились наши деды в первые дни моего рождения, только узнал я об этом уже в юности. Это я младенцем плакал тогда в доме и мешал беседе. И я самостоятельно принял решение взять фамилию - Мирзоев, чтобы окончательно утвердить мировую. Ведь в чем смысл такого обмена? От меня, Евдаева, пойдут Мирзоевы, и наоборот, от Мирзоевых, пойдут Евдаевы – тогда невозможно будет отделить друзей от врагов, не с кем будет враждовать."

Гасан Мирзоев.  "Мой завет", 2007, стр.  

История эта, конечно, феерически дурно склеена.

Мирзоев-Евдаев пишет о сугубой авторитарности и патриархальности своего рода и его традиций, о том, что ни девочек, ни мальчиков не спрашивают, что и как им делать в жизни, слова отца - закон, в самом прямом его смысле.

И никто не стал бы рассусоливать и ждать, когда мальчик "сам решит", становится ему Мирзой или нет.

Это первое.

Второе.  Обычаи кровной мести и их заменители у разных народов сходны и руководствуются обычно каким-то здравым для этого народа смыслом, каким-то разумным мотиватором.

Например, у разных народов, вплоть до некоторых племен американских индейцев есть, действительно, обычай замены кровника на представителя другого племени - но обмен происходит В ДРУГУЮ СТОРОНУ.

Мотиватор в таком обмене простой - убийца отнял у племени мужчину, добытчика, отца будущих детей, воинов и хранительниц очага.  За это убийца или кто-то из его рода должны восполнить эту потерю, войдя в род УБИТОГО.

Таким образом, это человек из рода Мурзы должен был войти в род Евдаевых, руководствуясь законами замены кровной мести на восстановление численности мужчин в роде убитого.

Потеряв одного мужчину из своего рода, согласиться потерять второго, отдав его в род убийцы, не имеет абсолютно никакого смысла.

Третье.  Горские евреи - весьма малочисленный народ, весьма патриархальный, не имеющий своей письменности, малоизвестный даже в еврейском сообществе.

Даже в самом еврейском государстве Израиль евреи вне общины горских евреев не знают и не понимают, что такое "горский еврей" и что из себя представляют традиции горских евреев - это объясняет в документальном фильме "Я - горский еврей" его оператор Моше Юхананов, единственный горский еврей изо всей израильской съемочной группы фильма.




Поэтому нет абсолютно никакой возможности проверить достоверность не только фактических событий в истории Мирзоева-Евдаева, но и самих цитируемых якобы традиций горских евреев-татов.  Их попросту никто не знает, а поэтому Гасан Мирзоев - Григорий Евдаев может спокойно врать (что, как мы уже установили, он может и не стесняется делать, пользуясь своим авторитетом и зависимостью от него большого количества людей и среди родственников, и среди общины горских евреев, и в прессе, и в адвокатской среде, и в правительственных кругах)

Что самое интересное, что одним из немногих, если не единственным на настоящее время источником, изучающим и обсуждающим обычаи татов является Всемирный конгресс женщин горских евреев, организованный и управляемый исключительно близкими родственниками Мирзоева-Евдаева, финансово от него зависящими.

Это руководительница Конгресса, сестра Мирзоева Евдаева Фрида Юсуфова, ее родственница Люба Юсуфова, ее дочь Шушана Юсуфова, вторая жена Мирзоева-Евдаева, татка Зинаида Яшаевна Бельяминова, уроженка Баку, и дочь Мирзоева-Евдаева Гульнара Нижинская.  Причем о родственных связях руководительниц и участниц "научных дискуссий" и обсуждения якобы традиций горских евреев на собраниях Конгресса горско-еврейских женщин пресса, ведущая репортажи об этих мероприятиях, умалчивает.

Например, пройдя по данной ссылке, читатель не увидит упоминания в тексте репортажа об очередном мероприятии Конгресса горско-еврейских женщин, созданного на деньги Мирзоева с его сестрой Фридой Юсуфовой во главе, что эта организация организована Мирзоевым и на его деньги, что Фрида Юсуфова - его сестра, что участник Конгресса Шушана Юсуфова из Германии - его племянница, дочь Фриды, что Люба Юсуфова (которой Мирзоев вручил награду) - скорее всего, тоже родственница Фриды.









Однако, пройдя по этой же ссылке, читатель узнает, что и учебнике на горско-еврейском языке, и газеты стали издаваться только при советской власти, а до того традиций письменности у этого народа не было.

И то, что издавалось, издавалось на никому, кроме самих татов, не понятном языке, да еще и с использованием древнееврейского алфавита.



Причем на языке, в котором единственный эксперт-филолог - жена Мирзоева.



А также читатель узнает, что сейчас развитие изучения обычаев и традиций горско-еврейского народа подпитывается ежегодным грантом из фонда Президента РФ Путина в размере 3 миллионов рублей в год.




Неудивительно, что 10 лет назад Гасан Мирзоев откровенно писал оды на день рождения Путину.  Лесть вождю окупается.

С такой мощной поддержкой даже заикнуться о том, что оглашаемые Фридой Юсуфовой в ее "научных докладах" "традиции и обычаи горских евреев", возможно, являются фантазиями ее могущественного брата - для своих собственных целей - будет воспринято как "неподобающее", не политкорректное поведение. 

А пройдя по вот этой ссылке, читатель узнает, что ЕДИНСТВЕННЫМ на настоящее время ученым-филологом, специалистом по горско-еврейскому языку является - догадайтесь с первого раза - ну, конечно же, любимая вторая жена Гасана Мирзоева, Зинаида Бельяминова, уроженке родного Баку, с которой его свели друзья в 1994-5 году после развода с первой женой (в те поры она была учительницей литературы в городе Ельце - "Ощущение справедливости", 1999).  




Посмотрите на перечисление регалий второй (любимой, "правильной", одобренной мамой, в отличие от первой -  татской) жены Мирзоева-Евдаева через 17 лет после их первой встречи, и заметьте при этом, что у горско-еврейских женщин главное качество, в них ценимое горско-еврейскими мужчинами (включая Мирзоева, что он подчеркивает в своих книгах) - это покорность мужу, верность мужу во всем и поддержка мужа во всем.

Она и поддерживает.  Во всем.  Включая в своей "научной" деятельности как "филолога" горско-еврейского языка, обычаев и традиций.

У меня возникает даже смутное подозрение о настоящем авторстве книг Мирзоева, которые он стал выпускать после знакомства с Зинаидой Беньяминовой...  Филологом, таткой, верной женой, "специалистом" по языку, обычаям и традициям своего народа.  Интересно, она одна писала эти книги или в сотрудничестве с сестрой Мирзоева, Фридой Юсуфовой, другим крупным специалистом в области традиций и обычаев татского народа?

Более того, Мирзоев-Евдаев является благодетелем своего народа, перетаскивающим своих родственников и их родственников в Москву, дающим им работу, должности. ученые степени и звания, статусы адвокатов и т.д.  

Мирзоев активно рекламирует свое спонсорство Всемирного конгресса горско-еврейских женщин - проводя его мероприятия у себя в клубе, в т.н. Центральном Доме Адвоката, где его снимают в окружении членов Конгресса и его гостей и чествуют как благодетеля.  






Фрида Юсуфова нанята Мирзоевым-Евдаевым на фиктивную должность корреспондента журнала "Российский адвокат" в Израиле, при этом, по признанию самого Мирзоева-Евдаева, работая со своими корреспонденциями из Израиля исключительно в Москве, под боком у брата.

При этом уволенный из "Российского адвоката" всего лишь 2-3 месяца назад главный редактор в недавнем публичном интервью заявил, что в журнале был штат из одного человека - его самого, главного редактора Александра Крохмалюка.  Ни о каком корреспонденте "Российского адвоката" в Израиле Фриде Юсуфовой речь не шла.  Более того, Александр Крохмалюк указал, что Мирзоев-Евдаев нанял Крохмалюка главредом в "Российский адвокат" после того, как журнал не выпускался в течение нескольких месяцев после ухода предыдущего главреда - то есть, ситуация с 1 человеком в штате журнала, причем главредом, а не Фридой Юсуфовой, продолжалась очень долгое время.

Совершенно очевидно, что в данной ситуации любые заявления Конгресса горских евреев-женщин о каких-либо обычаях, если эти обычаи должны быть использованы для объяснения поворотов судьи фактического главы племени, Григория-Гасана Мирзоева-Евдаева (как это и делается в его книгах), не обладают научной ценностью, так как есть весьма большая вероятность, что они являются "новоделом" членов семьи Мирзоева-Евдаева, создающим "обычаи" по желанию главы рода, для достижения поставленных главой рода задач.

Более того, непослушание главе рода невозможно - и не только из-за традиций, но и из-за того, что глава рода совершенно прозрачно дал понять своим родственникам, ЧТО он может сделать с ними, рассказав в своей книге "Мой завет" об использовании для обратного отжатия своего юридического бизнеса у своего бывшего партнера в "лихие 90-е" единственного горского еврея, ставшего коронованным российским вором в законе, с красноречивой воровской кличкой "Виталик-зверь".

В лапы Виталика-зверя, "своего", племенного усмирителя, я уверена, никто попадать не хочет.

Так что есть весьма большая вероятность, что т.н. фольклор, обычаи и традиции горских евреев создаются не передачей из уст в уста из поколения в поколения, а куются вполне себе в 20-21-м веках в городе Москве, родственниками главы рода, по его прямому указанию, для достижения поставленных им целей, за сладкий пряник и под угрозой большого кнута.

В теориях, зачем и почему нужна была смена имени и фамилии Григория Евдаева на Гасана Мирзоева между двумя книгами Гасана Мирзоева столько расхождений, что опять пришлось составлять таблицу и сравнивать данные из обеих книг в таблице.

Вот эта таблица.


№№
Деталь
«Обещание справедливости», 1999
«Мой завет», 2007


1.
Основной обычай кровной мести

Не упоминается
В случае неотмщения родственниками за убийство в течение трех дней семьи убитого и убийцы считались связанными узами кровного родства.

2.
Что послужило побуждающим фактором соглашения между племенами кровников
Прадед ГМ был убит в 1888 году
Когда осталось по одной ветви во враждующих племенах кровников.

Прадед ГМ Ёвдо Бен Ефрем (Эфроим или Ифроим) умер в 1910 году

3.
Собиралось ли племя ГМ мстить за убийство прадеда ГМ

Нет
Нет
4.
Нужно ли было соглашение в случае неотмщения

Нет
Нет
5.
Нужна ли была смена имени и фамилии через 22 года после рождения ГМ

Нет, семьи давно состояли в кровном родстве из-за того, что не отомстили в течение трех дней
Нет, семьи давно состояли в кровном родстве из-за того, что не отомстили в течение трех дней

6.
Дата, когда кровники заключили соглашение

1888
1947
7.
Кто участвовал в заключении соглашения
Старший сын убитого (дед ГМ) и старший сын из рода убийцы

Дед ГМ и дед из рода кровников
8.
Возраст деда ГМ на момент заключения соглашения о прекращении кровной мести

- 7 лет (родился в 1895 году)
52 года
9.
Цель соглашения
Прекратить кровопролитие и взаимное уничтожение семей
Прекратить кровопролитие и взаимное уничтожение семей

10.
Было ли кровное убийство непосредственно перед заключением соглашения
Да, 28-летний прадед
Не упоминается, упоминаются фашисты, соглашение через 2 года после окончания ВОВ

11.
Что стало с прабабушкой
Обезумевшую прабабушку увели в дом сыновья (несколько). 

Т.к. старший сын потом участвовал в переговорах о прекращении убийств, старший сын – дед ГМ, а дед ГМ родился только через 7 лет, не было сыновей, которые могли бы увести в дом обезумевшую прабабку.

Так как прадеда убили за 7 лет до рождения его старшего сына, его дети – и внуки, включая ГМ – не могли родиться.

Не упоминается
12.
Суть соглашения
«И тогда два рода решили смешать свои фамилии.  Они поклялись, что каждый род именем убитого им в этом бою противника назовет своего родившегося сына.  Тогда, зная о свершившемся, никто уже из обоих родов не замахнется на человека с фамилией противника, так как всегда будет бояться, что убьет своего.

И вот они взяли имя Ефрем, а мы взяли имя Мирза, мусульманское имя, и поклялись, что имя это отныне будет их именем.»
«Когда кровная вражда прекращается, меняются враги самым дорогим – своими именами. Но мой сын поторопился, и теперь менять ребенку имя несподручно. Поэтому я и сказал: он вырастет и сам решит. А мы с тобой, Мирза, с этого момента будем ждать, а своим семьям объявим, что все вопросы сняты.

Какие вопросы, уважаемый Натан?

- Вопросы жизни и смерти: не должны мы от этого часа решать вопросы жизни и смерти чужого рода. Иди себе с миром.


В результате видно, что заявления Гасана Мирзоева, что в 22 года, когда его выгнали из вуза и призвали в армию, у него была острая необходимость исполнить заветы предков и сменить себе и имя, и фамилию - бред.

Во-первых, следуя цифрам из обеих книг, ни отец Гасана Мирзоева, ни сам Гасан Мирзоев не могли родиться - так как прадед Гасана Мирзоева был убит в 1888 году, за 7 лет до рождения своего старшего сына, отца Гасана Мирзоева.

Как и не могло быть сыновей (во множественном числе) обезумевшей прабабушки, уведших ее в дом после того, как взмыленный конь принес к порогу родного дома хладный труп ее любимого мужа (прадеда ГМ) с приметным серебряным кинжалом в его благородной груди.

Во-вторых, учитывая, что и нерожденный дед ГМ, и старший сын убийцы не хотели продолжать "традиции" кровной мести, по действию местного обычая, всё, что было нужно для того, чтобы кровная месть прекратилась - это просто НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ, подождать 3 дня - и племена бы считались породненными безо всяких дополнительных процедур.

В изложении истории договоренностей старейшин ГМ не упоминает, что его племя отомстило племени Мурзы - стало быть, они породнились УЖЕ, так как не отомстили в течение 3х дней.

Породнились аж в 1888 году, и ничего никому менять в будущем не нужно было - тем более, как показывают цифры, ни отец ГМ, ни он сам не могли родиться, не могли получить никакого имени, и менять им, стало быть, нечего.

Не подавитесь попкорном и помните, что за эти две книги автору было присуждено НЕСКОЛЬКО именитых литературных премий.

Продолжаем.

В 1888 году племена обменялись фамилиями, и с 1888 года Евдаевы стали Мирзоевыми, а Мирзоевы - Евдаевыми.

Григорий Евдаев (который не мог родиться, поскольку его прадед был убит за 7 лет до рождения его деда) сменил фамилию Евдаев на Мирзоева через 81 год, в 1969 году.

Спрашивается, почему у рода ГМ все еще была фамилия Евдаев, не потому ли, что он был не горским евреем, а мусульманином, принявшим фамилию Евдаев в 1888 году?

А тогда зачем было менять ее обратно?

В общем, этот бред горца можно читать и выдерживать только с определенной целью, и это цель - не чтение художественной литературы.  Для этого нужно просто не уважать себя как читателя.  

Для меня цель чтения опусов ГМ/ГЕ была - уяснение характера человека, вызвавшего мое подозрение и интерес своими определенными словами и действиями в адвокатских дискуссиях.

Выяснив уже во второй раз, что ГМ/ГЕ в своих книгах не просто врет, и не просто врет красочно, намеренно, цинично и бесстыдно (эпизод с переездом и Марией Ермолаевной), но еще и, как показала легенда о кровной вражде и смене имени и фамилии, врет нагло и совершенно тупо.

Согласитесь, такое взаимоисключающее нагромождение "горских обычаев", со смертью собственного прадеда, исключающей собственное рождение, а также рождение своего отца и деда - еще нужно постараться удумать.  Своим благородным умом.

Более того, цель завета предков была остановить кровопролитие между двумя горными враждующими племенами.

К моменту изменения имени и фамилии и на удивление родившийся отец ГМ/ГЕ, и на не меньшее удивление родившийся собственно ГМ/ГЕ вполне себе спустились с гор и о взаимных кровных убийствах в их семействах ГМ/ГЕ в 1969 году или его окрестностях ГМ/ГЕ в своих книгах не сообщает.

Вот просто встряло ему в 22 года, вышибленному с юрфака и отправленному в армию, изменить имя - и не просто так, а с благословения бабушки Нэнэ, жены нерожденного деда.  И с благословения нерожденного же отца, слово которого было законом в семье.

Так ЧТО же так забрало семейство Евдаевых, что они дали "добро" на смену идентичности - что в СССР можно было сделать без суда, через ЗАГС - их сынком и внуком, извлечение внука с 3-го курса блатного вуза и отправку сына и внука аж за 2 с половиной тысячи километров от дома, под Москву, "в деревню, к тетке, в глушь", на секретный аэродром стратегических бомбардировщиков, в торфяных болотах Калининской области?

А вот ответ на этот вопрос на самом деле - может быть, мне каааатся (с) - прост, как три рубля.

Цитирую ГМ/ГЕ, "Ощущение справедливости", 1999, стр.  220.

"- Здравствуйте, - в трубке раздался голос девушки, - меня зовут Маргарита.  Мы с мамой недавно видели вас по телевизору, и она сказала: Смотри, это твой отец.

Я почувствовал, как немеют мои ладони.  Секретарь вошла в кабинет с папкой "На подпись".  "Это срочно", - прошептала она.  Но я смотрел на нее непонимающим взглядом и не слышал ее.  Она подождала немного и тихо вышла из комнаты.

- Алло, - снова раздался голос девушки.

- Как вас (sic) зовут?

-  Маргарита... Моя мама приезжала в Баку, жила в Наримановском районе в заводском общежитии.  Вы тогда были оперуполномоченным и встречались с ней.  Ее зовут... И она назвала имя.

Я вспомнил.  Мне было девятнадцать, а той милой девушке двадцать пять.  Однажды она была то ли понятой, то ли свидетельницей по делу, так мы и познакомились.  Мне было интересно с ней.  Что-то влекло меня в ее уютную комнатку, словно только там я мог отдохнуть душой и телом.  Мне очень хотелось понять ее, изучить, раскрыть все до одной ее тайны, все черточки характера ее.  Мне хотелось узнать этого человека до мелочей.  К сожалению, когда один человек узнает другого настолько, что исчезает новизна и свежесть отношений, все начинает губить обыденность.  Кто-то из нас не был создан для существования в паре...

Все это пронеслось в моем сознании".

Когда 19-летний оперуполномоченный "раскрыл все тайны, все черточки характера" свидетельницы по делу, регулярно имея с ней секс в заводском общежитии, "всё начала губить обыденность" - или наступившая беременность.

Потому как девушка была не татка (иначе бы препятствий для брака не было бы), да еще и на 6 лет старше оперуполномоченного.

Если беременность девушки наступила, когда ГМ/ГЕ было 19 лет, Маргарита родилась, когда ГМ/ГЕ было 20 лет, в 1967 году, когда ГМ/ГЕ окончил школу.  Неизвестно, как развивались отношения матери ребенка и ГМ/ГЕ за эти 2 года, правды он всё равно не скажет.

Но в 1969 году, учась уже на 3-м курсе престижнейшего и блатнейшего юридического факультета, где из 200 человек курса только 25, набранные для вида, были НЕ детьми местных чиновников или их родственников, что-то случается, что подвигает Гришу Евдаева сломя голову и с одобрения родственников быстро изменить себе имя и фамилию и дернуть через почти что две с половиной тысячи километров на Север, причем в армию, и в секретную часть.

Чтобы концы в воду.  Чтобы никто не нашел.

Но она нашла.

Гасан Мирзоев.  "Ощущение справедливости", 1999, стр. 221:

"Только теперь я отчетливо вспомнил тот случай в армии, где я оказался по воле чинов милиции... Однажды, во время подготовки смотра комсомольских организаций воинских частей округа, в клуб зашел наш замполит.

Я был тогда уже исполняющим обязанности секретаря комитета комсомола части и совмещал это с обязанностями старшины учебной роты авиационного подразделения, обеспечивающего связью полеты стратегических бомбардировщиков.

Замполит майор Гайворонский подошел ко мне со странным выражением лица, словно я обманул его в чем-то, и теперь от меня требуются объяснения.

- Слушай, Мирзоев.

- Слушаю, товарищ майор!

- Там на проходной женщина с ребенком.

Я поднял бровь и ждал дальнейших указаний.

- К тебе.

Я несколько минут колебался, потом с сомнением предположил:

- Сестра?  Да зачем она сына-то привезла...

- Ты погоди, погоди, Гриша.  Тут разобраться надо.

И он придержал меня, уже устремившегося к выходу, за рукав.

- Во-первых, не сестра.  А во-вторых, не с сыном, а с дочерью.  В-третьих - жена.  А ты разве женат?  Ты говорил...

Я рассмеялся.

- Все понял, товарищ замполит.  Скоро первое апреля.  Тренируетесь.

- Старшина Мирзоев!

Я встал по стойке "Смирно" и продолжал улыбаться.

- Не сестра это.  Но баба там с девочкой.  И говорит, что жена.  К тебе.

- А у нас других Мирзоевых в части нет?

- Что ты мне Ваньку-то валяешь?

- Клянусь, товарищ замполит.  Нет у меня жены, и еще никогда не было!

- А может, ты обманул кого, девочка-то маленькая!

- Да клянусь, нет у меня никакой девочки, никого не обманывал.  А потом, кто с маленьким ребенком из Баку сюда в Калининскую область-то приедет!  Неправдоподобно.  Нет.  Нет.

Тогда выходит ошибка.

Так и решено было:  ошиблась, видимо, несчастная женщина, обозналась, узнавая координаты своего суженого.  Не в ту часть приехала.

Ошибся тогда я.  Не мог и предположить, что молодая женщина, которая мне и близка-то была только однажды, решится в то время одна, без мужа, родить ребенка.  Нет, не мог я в это поверить.  Но я никого не обманывал".

Как мы уже убедились, врать ГМ/ГЕ может, и без сравнения с материалом, который точно указывает на вранье, изобличить его тяжело, уж слишком правдоподобно (если без сравнений) врет.

Признание Маргариты и уплата алиментов на ее содержания были для ГМ/ГЕ очень и очень чреваты.

Чреваты крахом всех грандиозных планов на будущее.

За аморалку ГМ/ГЕ мог сразу бы полететь из комсомола, не быть принятым в КПСС, и, по цепочке, не закончить вуз, не стать юристом, адвокатом, не переехать юристом в Москву, не получить политических связей, не стать во главе собственной бизнес-империи.

Не... не... не...

Цена вопроса была - всего лишь повернуться спиной к собственной дочери.

И карьера перетянула.

Расчет при бегстве ГМ/ГЕ под другим именем из Баку в Калининскую область был почти точен - он этот расчет высказал и замполиту:  "кто с маленьким ребенком из Баку сюда в Калининскую область-то приедет!" 

Уехал так, что добираться до него было не только долго и трудно, но и дорого.

А несчастная - по-настоящему несчастная - женщина таки приехала.  За эти 2 323 километра.  За эти 29 часов езды.  С маленьким ребенком.  Самолетом?  Поездом?  Попутками?

Нашла отца своего ребенка, даже в секретной воинской части, даже под измененным именем.

А он к ней даже не вышел, даже не посмотрел на дочь.  Сделал так, чтобы командование отправило ее с ребенком восвояси, поверив "комсомольскому вожаку" на слово.  Нет, это не его жена, и это не его дочь.

Ребенок был на всю жизнь оставлен без финансовой поддержки отца, я уже не говорю про эмоциональную.

"Я увидел ее издалека, подъезжая к Пушкинской площади.  

Она стояла около памятника, по-детски кусая губы и с беспокойством и надеждой всматриваясь в окружающих ее людей.  Я тогда еще подумал, какую боль причинил бы этой девочке, если бы не пришел.

...Ее улыбка оказалась похожей на мою улыбку, ее мимика похожа на мою мимику, голос, манера речи, характер...

Да это же сюжет для романа, это же как в кино!

- Здравствуй, - я посмотрел в ее полные слез глаза."

Гасан Мирзоев, "Ощущение справедливости", 1999, стр. 222.

Не знаю, как у Вас, а у меня, не жалующей нецензурные выражения, на этом месте появилось непреодолимое желание выразиться, и чем нецензурнее, тем лучше.

У Мирзоева всё О НЕМ - и ни о ком другом больше.  Лишенный им всю жизнь ЗАКОННОЙ финансовой поддержки ребенок на него похож - как здорово! Это же готовый сюжет для романа, книжки продавать! Как в кино!

Что это за идиотский самовлюбленный инфантилизм?  Ведь случилось это после смерти его матери, которая умерла в 1997 году, значит, ему было уже 50 лет, а его дочери, которую он бросил во младенчестве - 30.  30-летняя "девочка", смотрящая вокруг "с надеждой" увидеть его.

"Мама всегда говорила, что папа умер.  Сама замуж не вышла, переехала в Гродно, сначала к родственникам, потом получила от работы квартиру.  Мы давно в Гродно.  А я здесь в отпуске.

- Ты замужем?

- Да, живу у мужа, вот приехала к маме погостить.

- Она не была против нашей встречи?

- Не знаю, но раз показала мне... по телевизору, значит, поняла свою ошибку, захотела, чтобы мы узнали друг о друге.

- Так ты замужем...

- Я живу в Польше, мой муж поляк, из Белостока.

- Какое совпадение:  у Гули муж тоже поляк!  Это странно, правда?  Он правнук знаменитого Вацлава Нижинского!

- Это музыкант?

- Почти.  Танцор блистательный, звезда балета!

И вдруг она спросила:

- А ты не сомневаешься?

Через год и два месяца я приехал в Польшу, что называется, по казенной надобности.  Не скрою, с интересом зашел к ней.

В маленькой комнате, где умещается лишь небольшой диванчик, шкаф и тумбочка с телевизором, мы сидим с Маргаритой и ее мужем.

Я был немного шокирован условиями жизни этих людей.  Ее муж работает в две смены, чтобы хватило денег на оплату жилья и продукты.

- Вот, вы... ты… видишь, пока ребенок нам недоступен, - пожимает плечами Маргарита.

Кухня в квартирке такая, что двум людям на ней не развернуться.  Я начинаю приходить в себя, понимаю, что сначала этот  дом разделили на маленькие наделы для отдельных семей, потом эти наделы люди превратили в отдельные квартирки, естественно, пришлось единственную комнату делить на кухню и ванную.

Маргарита вертит в руках коробку с подарками и снова сонно повторяет:

- Пожалуйста, не тратьте так много, мы не привыкли, это ни к чему.

Она открывает шкаф, там - пара юбок и одно платье.  В ее движениях скованность.  Но не от моего присутствия, а от хронической нужды.

Маргарита не показывает вида.  Она не замечает чрезмерной скромности бытияА мне хочется избавиться от всех своих командировочных, потому что они начинают мешать мнеЯ понимаю, что эту пропасть не засыпать ни песком, ни подарками, ни добрыми словами.

И все-таки необычное создание - человек.  Ведь вот сколько лет жила девочка ез отца, неважно: дочь ли - не дочь.

Вдруг, приняв какое-то решение, она порывисто встает со стула и стремительно подходит к шкафу.  Достает фотографию своей мамы.  Протягивает мне.  Пока я смотрю, она достает еще что-то и кладет мне на плечи.

- Это шарф, я вязала для тебя.  Извини.

- Спасибо.

Это дорогой подарок, ее забота будет греть меня в холодной далекой Москве.

Она подбрасывает угли в печь.  Печь слегка подвывает, исходит искрами.

- Ложись, я скоро пойду к себе, в гостиницу.

Она встает в пять утра, чтобы приготовить мужу завтрак.  Она - настоящая жена.  На ней весь дом, а она не проронит ни малейшей жалобы, не покажет усталости, не сорвет зла на муже.  Откуда в ней эта покорнось в сочетании с силой характера?

- Папа, эти деньги… - снова начинает она, накрываясь пледом, засовывая руку под подушку.

- Считай, что это приданое.  Пусть оно будет греть тебя, как меня твой шарф.  Потому что мужчина не может заботиться иначе, как своим заработком и своим участием".

Гасан Мирзоев, "Ощущение справедливости", 1999, стр. 222-224.

Слов просто нет.

После возобновления отношений с уже 30-летней дочерью не видеться с ней год и два месяца.  

Приехать в ее город только "по казенной надобности".

Будучи намного более состоятельным человеком, чем она, не привезти никакого подарка вообще - не обязательно дорогого, ПРОСТО ПОДУМАТЬ, просто, чтобы ёкнуло сердце, как доставить дочери приятное.  Безделушку, но подумать о ней.  

Сунул ей командировочные - и суя их, пожалел, подумал - а вдруг не моя дочь ("дочь ли, не дочь ли").

А она, с ее "чрезмерной скромностью бытия", с тем, что она не может позволить себе ребенка - вяжет к приезду отца шарф.  Это и деньги, это и время, это и усилия.  


Он принимает этот подарок, как должное - и отдаривается командировочными.

"Это приданое".

Нет - это не приданое.

Порядочный человек, будь он состоятельным юристом или нет, знал бы, как поступить - если то, что произошло в воинской части, действительно, было ошибкой.

Ошибка - не ошибка, но отец лишил своего ребенка своего участия на протяжении всего ее детства.

Ребенку полагаются - по закону - алименты.  Хотел ее отец ее рождения или не хотел.  Гасану Мирзоеву как юристу это было хорошо известно.

Что Маргарита - его дочь, Гасан Мирзоев признал, самодовольно еще издалека, при встрече за год и два месяца до того отмечая одну с собой внешность, мимику, жесты.

Он обязан был отдать ребенку, и ее матери, свой долг - неуплаченные за 18 лет алименты, с набежавшими за годы процентами.  Это его обязательство по закону.  Это НЕ ЕГО деньги, это то, что он УТАИЛ от собственного ребенка, предоставив другим людям, матери ребенка и ее родственникам в Гродно, исполнять ЕГО долг по отношению к ребенку.

Я уже не говорю, что он поддерживает и сестру, и племянников и племянниц, и перетаскивает в Москву своих друзей.


Но дочь - дочь, первый ребенок - не может себе позволить завести ребенка - оставляет без помощи, даже видя ее бедственное положение, и всё, что он из себя выжимает - это:

"я был немного шокирован условиями жизни ЭТИХ ЛЮДЕЙ", пересчетом из-за спины двух юбок и одного платья в ее шкафу, оценку ее бедной крошечной квартирки - с желанием поскорее оттуда свалить, откупившись от своей совести командировочными.

И похвала ее покорности в сочетании с сильным характером - вот это, по мнению, ГМ "настоящая жена".  Молодец, хорошая девочка, вот тебе на леденцы - ну, я пошел.

Это не я виноват в том, что ты не видела отцовской ласки, поддержки, не получила хорошего образования, что ты не ездила с папой в Нью-Йорк, не жила с папой в Москве, не окончила московский (папин собственный) вуз, как это сделала и дочь Гульнара, и сын Борис, и племянники и племянницы, и вторая жена, не участвует в папиных проектах, не сделала себе, как это сделала ее сестра Гуля, карьеру актрисы, режиссера и продюсера на поддержке отца как на мощной ракете-носителе.

Продолжай быть покорной настоящей женой, продолжай биться с нуждой.

В конце концов, сестра и даже жена - это родная кровь, чистокровные таты (Мирзоев называет свою младшую дочь Полину "чистокровной татской принцессой", своим наибольшим подарком России, чистота крови для него необычайно важна).

А родная дочь Маргарита, для Мирзоева-Евдаева - полукровка неизвестно от кого.  

У остальных двоих детей Мирзоева, Гульнары Нижинской и Бориса Мирзоева, тоже нечистокровных татов, хотя бы дед со стороны матери тат ("Мой завет", 2007), хотя бабка - казачка, а кто такая мать Маргариты, Мирзоев в своей книге даже не упоминает.  Нет ее.  Свидетельница по одному из дел 19-летнего оперуполномоченного бакинской милиции Гриши Евдаева, с которой он спал (утвержает) только один раз ("Ощущение справедливости", 1999), хотя они "встречались", он регулярно бывал у нее в заводском общежитии и пытался исследовать "глубины ее характера" (там же).  Не татка - значит, никто.

Для Мирзоева бедствующая родная дочь и зять - "ЭТИ ЛЮДИ". 

И какой действительно любящий отец будет писать книги и в них унижать уже взрослую дочь, детально описывая в них ее нужду, которую мало кто хотел бы показывать людям - и свои подачки?

Любящий отец не будет - а нелюбящий отец и мачеха (наиболее вероятный настоящий автор книг Мирзоева) будут.

Кстати, не в каменном веке живем, давно мог сделать анализ ДНК к визиту к дочери в Польше, через год и два месяца после первой встречи, чтобы установить наверняка, дочь она ему или нет.  

Но нет.  Удобнее гордиться первобытной гордостью самца (я это зачал), узнавая в чертах Маргариты свои черты, в ее мимике и жестах - свою мимику и жесты.

Но при этом не мучаться угрызениями совести, сунув финансово бедствующей (и ограбленной им) дочери свои командировочные, но при этом думая - "а может, и не моя, ну, да ладно, не убудет, отдам командировочные - и мне пора".

                                   *           *           *

Обе книги Гасана Мирзоева, "Ощущение справедливости" от 1999 года и "Мой завет" от 2007 года полны проповедей, как нужно праведно жить.

А мне в связи с этой историей вспомнились рассуждения Ивана Карамазова (Федора Михайловича Достоевского) о том, что нельзя строить благополучие и совершенство мира, и свое тоже, на слезинке ребенка.

То, что Мирзоев построил на слезах своей старшей дочери свою империю, оставив своего ребенком даже без минимальной положенной по закону помощи ради своей карьеры, как же это его характеризует?

Ну уж точно не как праведника, каковым он себя настойчиво представляет миру.





No comments:

Post a Comment