Thursday, September 6, 2018

Максим Семеняко адвокатам - не бойтесь коммерциализации адвокатуры, всех юристов не пустим. О планируемом геноциде юристов

Начинаю публиковать подробные комментарии по интервью вице-президента Санкт-Петербургской адвокатской палаты Максима Семеняко Адвокат-ТВ (адвокату Милославу Федорову).

Несмотря на то, что целью Концепции (введения абсолютной адвокатской монополии на представительство в уголовных и гражданских судах в России) называется предоставление качественной юридической помощи населению, особенно в уголовных делах, где, по словам замминистра юстиции России Дениса Новака, главного лоббиста Концепции, адвокатов по уголовным делам катастрофически не хватает - в чем Денис Новак абсолютно прав -

только за полгода в России зарегистрировано столько преступлений - 1 1585 510, что такое количество подсудимых невозможно эффективно представить имеющимся количеством адвокатов, даже если все эти адвокаты занимались бы исключительно уголовными делами.




Это больше 3 миллионов преступлений за год.

Давайте сравним рассуждения в разных публичных документах предводителей российской адвокатуры.

Концепция - нужно больше адвокатов для удовлетворения нужд НАСЕЛЕНИЯ в квалифицированной юридической помощи.  В Конституции, ст. 48, не означено такого права для КОРПОРАЦИЙ.

В недавней "Справке" ФПА - перечисляются беды российских адвокатов, работающих в уголовной защите и в качестве панацеи в конце предлагается все та же монополия - опять для защиты адвокатов, и через них - населения, в уголовных делах.

В справке ФПА диссонанс - с одной стороны, уже сейчас адвокатам по назначению задерживают выплаты по 6 месяцев, откуда возьмутся деньги на большее количество адвокатов для удовлетворения дел по назначению при обнищании населения, у которых и теперь на частных адвокатов (см. расценки здесь) денег нет, и в будущем не предвидится.

Адвокаты, включая некоторых руководителей адвокатских палат, уже сейчас опасаются конкуренции с прибытием в свою среду массового количество нынешних вольных юристов - если будет введена адвокатская монополия.  И считают, что предпринимать такие действия, даже не проведя предварительный подсчет количества юристов, которые вольются в адвокатуру, ненаучно, легкомысленно и чревато серьезными социальными потрясениями.

ФПА привела цифру, что при введении адвокатской монополии в адвокатуру вольются 30 000 вольных юристов.

Московский адвокат Алексей Гордейчик недавно дал мне свою "экспертную оценку" того же количества как 300 000 человек, но оценочную базу раскрыть отказался, заявив, что "как их считать? В шеренгу строить?".  То есть, это цифра, взятая с потолка.

Николай Жаров, президент палаты Костромской области, заявляет открыто, что во многих районах области адвокатов нет, для решения проблемы он готов "договариваться" с Костромой и "завозить" адвокатов раз в квартал в отдаленные населенные пункты.  

Но при этом утешает имеющихся адвокатов, что много в адвокатуру с введением абсолютной монополии не придет - хотя для удовлетворения потребности населения только в уголовной защите нужно резко повышать число адвокатов, стимулами, повышая ставки по назначению и разрешая подсудимым самим выбирать себе защитников, без ограничений со стороны государства или профессиональных корпораций - а не насильно загоняя юристов в адвокатуру.
А ведь российские адвокаты уголовными делами в основном, похоже, не занимаются, а занимаются сопровождением и обслуживанием бизнесов - точно как в США, где более 80% адвокатов занимаются обслуживанием корпораций.

Оценка Жарова - это не экспертная оценка, это план ограничения количества конкурентов, у Жарова есть власть ограничить это количество, как у председателя адвокатской палаты Костромской области.

Тот же план звучит в словах Максима Семеняко, вице-президента адвокатской палаты Санкт-Петербурга:

Семеняко тоже не дает экспертной оценки - он дает план приема в адвокатуру Санкт-Петербурга в случае введения абсолютной адвокатской монополии.

План такой.

В реестре АП СПБ на настоящее время официально насчитывается 7130 адвокатов.



Наши цифры не совпали.

У меня получилось 7 264, считала по каждой группе адвокатов по первой букве фамилии, по официальному реестру палаты, с помощью электронных таблиц.  

А 389
Б 522
В 297
Г 409
Д 260
Е 145
Ж 85
З 180
И 206
К 948
Л 325
М 550
Н 211
О 144
П 483
Р 247
С 692
Т 271
У 59
Ф 140
Х 124
Ц 44
Ч 137
Ш 260
Щ 24
Э 8
Ю 34
Я 70
Всего 7264


Цифры расходятся.

Но допустим, в палате 7 310 адвокатов.

Принимать Семеняко собирается - после того, как по "Концепции", практиковать право без адвокатского статуса будет нельзя - 500-600.  Это его публичное заявление.:

==
С:  Да.  Я хочу сказать, что да, мы с тобой немножко до конца не вывели эту цифру.  Я думаю, что справедливо будет остановиться на цифре в 500-600 человек.  Это, пожалуй, тот максимум тех людей, которые вне рамок адвокатуры занимаются сейчас юриспруденцией. 

==

Остальные для Максима Семеняко - "черный юридический рынок", подлежащий отсеву.

Давайте сравним

7310 против 600.

Семеняко планирует увеличить количество адвокатов в Санкт-Петербурге при введении абсолютной монополии максимум на 8,21% (если это будет 600 человек) и на 6,84% (если это будет 500 человек).

Если взять фактическое число адвокатов (посчитанное пофамильно машиной) - 7264 человека - то картина будет такая:

число адвокатов в Санкт-Петербурге при введении монополии планируется повысить на 8,26% (при приеме в 600 человек) или на 6,88% (при приеме в 500 человек).

Это все.

Остальных куда?

По сведениям Концепции, "по данным, предоставленным Министерством образования и науки Российской Федерации, 

в 2014 году 

на бакалаврских программах по направлению «юриспруденция» обучалось 470043 студентов, 

по программе магистратуры – 26410 студентов; 

по программе специалитета – 98739 студентов; 

в 2015 году 

на бакалаврских программах – 466752 студентов, 

по программе магистратуры – 41968 студентов; 

по программе специалитета – 32234 студентов; 

в 2016 году 

на бакалаврских программах – 403347 студентов, 

по программе магистратуры – 59863 студентов; 

по программе специалитета – 1355 студентов."


Юридические факультеты России штампуют более 100 000 юристов в год (бакалавриат - 4 года, на программах бакалавриата обучается более 400 000 студентов в год, простая арифметика) - и это не считая программ магистратуры и специалитета.

100 000 юристов в год - это больше всего количества адвокатов на настоящее время.

А принимать собираются только 7% от нынешнего количества адвокатов - Семеняко сказал.

И еще сказал, что Санкт-Петербург в плане численности адвокатов и юристов - это "средний город по стране".  Оставим это на совести Семеняко и давайте примем это заявление за истину.

Если С-Пб - средний город по стране по численности адвокатов и юристов и по планам принятия юристов в адвокатуру, имеем.

Если сейчас в адвокатуре по всей России 73 000 человек, а примут при насаждении абсолютной адвокатской монополии только 7% от этого количества, примут в абсолютных цифрах 5 110 адвокатов - ПО СТРАНЕ.

Вилка - от 4 993 новых адвокатов (6,84% от нынешнего количества) до 5 991 (8,21% от нынешнего количества), по "плану Семеняко".


Не 30 000 - как говорил Шаров (ФПА),
Не 300 000 - как говорил Алексей Гордейчик из московской палаты
Не 1 миллион юристов - цифра, названная Дмитрием Талантовым.

Нет - всего 5 110 юристов примут в адвокатуру.

Почему так мало?

Потому что все остальные юристы, по мнению Семеняко - это "черный юридический рынок", а по мнению адвоката Милослава Федорова (директора Адвокат-ТВ) - это барыги, которых, по Евангелию, нужно гнать из "храма адвокатуры".

Так весь сыр-бор затевается уже годами и тратятся и деньги налогоплательщиков (со стороны Минюста), и рядовых адвокатов через взносы (со стороны ФПА) - вот на этот пшик?

Минюст планирует РЕЗКОЕ расширение численности адвокатов - потому что их, реально, не хватает - см. статистику преступности (а люди имеют право на бесплатную юридическую помощь еще и в ряде типов гражданских дел).

А адвокатура планирует использовать идею "объединения" якобы всех юристов, чтобы "изгнать барыг из храма адвокатуры", расправиться с конкурентами и довести численность адвокатов всего лишь до 80 000 человек.

А остальных куда?  

То есть получается прав Дмитрий Талантов в своей оценке, что при введении "Концепции" грядут социальные катаклизмы - причем на всех фронтах.

Если позволят влиться в ряды адвокатуры реальному количеству юристов (100 000 в год только новоиспеченных юристов), а без этого эти выпускники вузов не смогут работать по специальности в условиях абсолютной адвокатской монополии, адвокатов станет резко больше и упадут цены - адвокаты против этого.

Юристы против этого как крепостного права, но это отдельный вопрос.

Если позволят провести программу Максима Семеняко - принять в адвокатуру по стране только 7% от нынешнего числа - остальные юристы пойдут мести улицы.  И сколько таких юристов будет, никто не считал и считать не хочет.

Так сколько же все же свободных юристов в России на настоящее время?

И что же все-таки планируется Минюстом РФ совместно с ФПА:

  • резкое, раз в 15, расширение числа адвокатов в России - чему не рады ни адвокаты, ни юристы, по своим соображениям, но может быть рада ФПА и палаты (единовременные взносы адвокатов за вступление в адвокатуру в России составляют разброс от 20 000 рублей до 30 МРОТ);
  • мгновенный геноцид юристов и превращение адвокатов не только в монополию, но и в элиту, ради того, чтобы попасть в которую, бурно разовьется (точно разовьется) коррупция? 
И тот, и тот вариант населению не поможет.

Даже в случае бурного расширения числа адвокатов, пополненных "просто юристами", "просто юристы" могут продолжить заниматься исключительно гражданскими делами.  Так и происходит уже сейчас в России.  Так и происходит уже сейчас (как пример) в США, где из миллиона адвокатов - по сведениям профессора Джорджтаунского университета Дэвида Владека еще за 2006 год - помощь бедным оказывали только 6 000, остальные работали частным порядком, в основном на корпорации.

Нет уверенности в том, что новая ударная масса юристов, загнанная в адвокатуру, займется работой в уголовных делах, а особенно по назначению.

С притоком ударного количества юристов цены на уголовную защиту упадут - как совершенно верно предсказывает Дмитрий Талантов, а цены на представление большого бизнеса останутся на прежнем уровне, чем и будут продолжать заниматься большинство юристов, при монополии - адвокатов.

Если пытаться решить вопрос представительства в уголовном суде насильственным путем - путем обязательных дел по назначению, и в этом будет проблема.

Во-первых, если юристы не занимались уголовной защитой (весьма специфической области права), заставить цивилиста заниматься делами по назначению означает предоставлять гражданам НЕквалифицированную юридическую помощь, что противоречит ст. 48 Конституции России.

Во-вторых, не исключен бунт юристов против такого принуждения.  Уже сейчас в адвокатской и юридической среде идут бурные дискуссии, ставящие под сомнение, на конституционных основаниях (запрет на принудительный труд) право адвокатских палат обязывать адвокат представлять клиентов по назначению за 550 рублей за судодень с 6 месяцами задержки оплаты.

Если придет 5 110 юристов дополнительно (план Максима Семеняко), с 3 миллионами преступлений в год населению адвокатской помощи не прибудет.

Если придет 1 миллион юристов дополнительно (цифры Дмитрия Талантова) - посыплются иски о принудительном труде по назначению, миллион опытных юристов может взорвать адвокатуру, как она есть сейчас, изнутри, и тогда ФПА не получит ни желаемой власти, ни желаемых денег.

А население в любом случае получит пшик - т.к. уже сейчас, даже по признанию Семеняко, перечислившего в своем интервью "хорошие" фирмы адвокатов - адвокатура стремится к работе не в уголовных процессах, а тем более по назначению, 550 за судодень с задержкой платежа на 6 месяцев, а на обслуживании бизнесов в гражданских делах.




No comments:

Post a Comment