Thursday, May 1, 2014

Право ребенка-иностранца обучаться на своем интеллектуальном уровне

Заголовок, казалось бы. сам собой подсказывает, что так оно и должно быть, а как же иначе.  Должно быть такое право.


Право есть, но "иначе" в американской школе быть может и очень часто бывает, поэтому к такой проблеме нужно быть готовым.


Школы в США финансируются через налоги с местных владельцев недвижимости.


В штате Нью-Йорк по Конституции штата такие налоги на недвижимость не могут превышать 2% от налоговой базы.   Конечно, с налоговой базой крутят, например, создают различные не полностью перекрывающиеся округа, и в каждом из них назначают налоговую ставку в 2%, в рузельтате общая ставка получается, естественно, выше, но нужно это кому-то подметить и вовремя подать иск, в весьма ограниченные сроки, что обычно не делается.  Но всё равно - ограничения на уровень налогов на недвижимость, а значит, на уровень финансирования школ, есть.  Дотации от штата и из федерального центра существуют, но с каждым годом урезаются.


Более того, бюджет администрации школы  (или школьного округа) принимается только после публичных слушаний.  В этом бюджете оговариваются расходы на преподавателей, включая преподавателей английского как иностранного (English as a Second Language, или ESL).


Другими словами, когда Вы прибываете в школу со своим ребенком и записываете его в школу, и если ребенок не может сразу влиться в среду обучения из-за проблем с языком, Вы приводите директора в шоковое состояние, т.к. наиболее вероятно, что расход на дополнительного учителя языка для Вашего ребенка расход не был записан в бюджет школьного округа на этот год.


Безусловно, у школы должны быть резервы на этот счет.  Должны, но есть они или нет - Вам об этом могут не сказать.


Вместо этого, школа может предложить Вам "альтернативный вариант" - поместить Вашего ребенка на класс, а то и на два ниже его настоящего уровня.


Учитывая, что, например, 6й класс американской школы точно не соответствует 6-му классу российской школы по уровню обучения, помещать ребенка в класс того же уровня уже сравнимо с тем, как если бы ребенка поместили в России в 4-5 класс.  Помещать ребенка еще на два класса для ребенка, с моей точки зрения - это интеллектуальная и эмоциональная катастрофа.


Тем не менее, школе кажется, что так ребенок "нагонит" язык проще.  Естестввенно, это всего лишь повод сэкономить деньги, и в этом случае об эмоциональном благосостоянии и самооценке ребенка, которого ни за что ни про что "сбросили" на два классса вниз и посадили с малышами, которые знают язык лучше него, школа не особо беспокоится.


У меня был опыт общения с несколькими иностранными мамашами, не обязательно русскими, кто сталкивался с подобными проблемами.


Две мамаши смогли преодолеть сопротивление школьных властей и доказали, вооружившись письмами от адвокатов, что подобная практика - нарушение прав ребенка под Americans with Disabilities Act (законодательного акта о защите прав граждан с ограниченными возможностями).   Отсутствие возможности общения на английском языке рассматривается как временное ограничение возможностей ребенка.


Друзей в школе Вы, конечно, не приобретете, угрожая школе федеральным иском с самого момента поступления ребенка в школу, но ребенку своему сохраните психику и возможность адекватной самооценки.


Альтернатива может быть, если Вы хорошо владеете английским и не работаете, или работаете по свободному графику.  Вы тогда сможете договориться со школой помогать своему ребенку в классе, переводить задания и объяснять, что говорит учитель.  Тогда конфликту не на чем будет возникнуть.


Я именно так и поступила, таким образом, школе не пришлось тратить деньги на преподавателя, и у школы не было повода понижать мою старшую дочь классами ниже (младшая была еще дошкольного возраста, когда мы приехали, так что её понижать было некуда).


Если у Вас нет такой возможности, у Вас есть право требовать, чтобы школа предоставила Вашему ребенку преподавателя английского как иностранного и обучала Вашего ребенка на уровне, соответствующем его классу в России.


Это право можно и нужно требовать вплоть до угрозы федерального иска о нарушении гражданских прав ребенка.  Учтите, что в суде ребенка должен представлять адвокат, у родителя такого права нет, за исключением случаев, когда родитель сам адвокат.


Естественно, прежде чем угрожать иском, нужно проконсультироваться с адвокатом, возможно, у местного адвоката есть возможность разрешить дело полюбовно, не доводя до суда, судебное разбирательство всегда травматично, дорого, долго и оставляет горький осадок у всех участников.


У меня была ситуация, когда моя младшая дочь уже пошла в школу и говорила по-английски, практически как на родном языке (у меня была проблема тогда её русский сохранить, английского она нахваталась мгновенно, от приемного отца и сводного брата, который тогда жил с нами).


Дочь без проблем прошла K (Kindergarten) и 1й класс со всеми, потом её поместили в экспериментальный класс 2-3, т.е. один и тот же учитель распределял материал, как считал нужным по индивидуальному уровню детей, и моей дочери он давал уровень 3го класса.
Я дополнительно занималась с ней дома по полной программе русской школы, и математикой, в частности.


В конце года дочкин преподаватель (молодой мужчина в начальной школе - большая редкость!)  порекомендовал ей перепрыгнуть класс и перейти из 2-3 сразу в 4й.
Школа засопротивлялась и мне послала письменное уведомление, что моя дочь не знакома с определенными понятиями на английском в математике, которые ей необходимо знать для перехода в 4й класс.


Я тут же предложила свои услуги по переводу с русского, чтобы проверяющие преподаватели удостоверились, что дочь знает понятия, необходимые ей для американского 4го и 5го класса.
От меня и дочери отстали, контрольную ей проводить не стали и разрешили перескочить класс без проверок.


Что касается попытки школы принять иностранного ребенка на класс или два ниже, моя русская знакомая мамаша добилась учителя английского как иностранного для своего ребенка и обучения в классе его уровня просто на основании пары писем, написанных в школу.


Так что, если такие предварительные меры не помогут, нужно, безусловно, поговорить с адвокатом о возможности федерального иска, но подобные ситуации можно разрешить без суда, просто нужно знать права своего ребенка и активно и аргументированно добиваться их, школе на самом деле не нужны иски о дискриминации.




No comments:

Post a Comment