В Нью-Йорке существует закон о свободе информации, и он довольно силён.
Мне посчастливилось пройти специальный курс по этому закону в школе права, и посчастливилось вдвойне, т.к. курс этот проводил бессменный директор Комитета по открытой информации при госсекретаре штата Нью Йорк Роберт Фримэн.
Начал профессор Фримэн наш курс с простого задания - каждый из студентов должен был получить некий документ, находящийся в открытом доступе, у хранителя этого документа, соответственно, государственного чиновника.
Закон запрещает таким чиновникам интересоваться, зачем нужен подобный документ, выяснять у Вас больше информации о Вас, чем нужно для того, чтобы прислать Вам документ по адресу, и вообще чинить Вам препятствия в доступе к информации.
Тем не менее, практически все, за немногими исключениями, столкнулись с трудностями. Их не просто спрашивали, зачем им нужен документ - их ДОпрашивали с пристрастием.
Это была такая заначка, чтобы мы поняли, как непросто получить документы, даже полагающиеся Вам по закону.
Когда я уже стала практиковать как адвокат, я много раз применяла базу знаний, полученных от профессора Фримэна. С одной стороны, в большинстве случаев мне удавалось получить нужную мне информацию и, таким образом, получить для моего клиента преимущество, т.к. запрос по закону о свободе информации делается вне контроля суда, в таком запросе нельзя отказать под предлогом, что информация будет использоваться в суде, таким образом, Вы как адвокат получаете дополнительную степень свободы в получении информации.
В моей ситуации, когда в большом количестве дел мои оппоненты - как раз государственные службы, которые обязаны представлять определенные сведения по закону о свободе информации (за редкими и перечисленными в законодательстве исключениями), и в таких делах раскрытие информации через судебные процедуры весьма и весьма ограничено, закон о свободе информации как раз очень помогает.
С другой стороны, мои оппоненты были возмущены таким моим поведением, регулярно писали на меня кляузы в адвокатский дисциплинарный комитет, меня несколько раз наказывали за то, что я получала и использовала в судебном деле документы открытого доступа, полученные по закону о свободе информации - как о вмешательстве в частную жизнь (!), когда закон твердо гласит, что существует презумпция, что подобные запросы делаются на благо общества и наказаний таких быть не должно. Тем не менее, когда судьям позволяется вести себя не как требует закон, а по древнему принципу "я начальник - ты дурак", такое случается, и это нужно иметь в виду.
Это было такое долгое предисловие к великолепному способу обхода закона о свободе информации, изобретенному, по сообщениям прессы, губернатором штата Нью-Йорк.
Теперь его сотрудники посылают электронную почту со своих личных аккаунтов, чтобы эти сообщения не подпадали под закон о свободе информации, хотя по закону такое использование личных аккаунтов не разрешается, а если оно уже случается, то такие электронные сообщение все равно подпадают под закон о свободе информации.
Поэтому государственные чиновники штата Нью-Йорк изобрели еще лучший способ обхода закона о свободе информации, как сообщает Times Union, газета, издающая в столице штата Нью-Йорк городе Олбани, а также по Интернету.
Они просто ввели или собираются вскоре ввести политику, по которой электронная почта хранится только 90 дней, а потом уничтожается. За 90 дней случится одно из 3х, как говорил незабвенный Ходжа Насреддин - либо помрет осёл, либо падишах, либо Вы.
Другими словами - либо Вы за 90 дней не узнаете, что подобное сообщение существовало и имеет для Вас значение и ценность, либо за 90 дней Вы будете вовлечены в волокиту по получению этого материала, и пока волокита будет продолжаться, материал будет уже подлежать "автоматическому" уничтожению, и Вы останетесь ни с чем. Кстати, законом предполагаются значительное более длительные сроки для получения информации и оспаривании отказов в суде, значительно дольше 90 дней.
Поэтому маленькие хитрости властей штата Нью-Йорк, описанные в прессе здесь и здесь, могут в результате быть признаны судом незаконными. Но что суд сделает губернатору - оштрафует его? Вряд ли. Принудит губернатора выдать запрашиваемые материалы будет уже невозможно - они к этому времени перестанут существовать. Принудит оплатить гонорар адвоката истца? Ну так у губернатора денег на это много, они Ваши же деньги, от сбора налогов. Так что нарушать закон получается очень выгодно (если, конечно, ты сам состоишь в числе "приближенных", якобы стоящих на страже этого самого закона).
Куда Ходже Насреддину до нашего губернатора...
No comments:
Post a Comment