Saturday, February 1, 2020

Изменение структуры российской адвокатуры с советских времен до наших дней

Российские адвокаты много говорят о традициях российской адвокатуры и о необходимости сохранения этих традиций, и в последнее время все больше поднимаются ностальгирующие голоса о том, как хорошо было при советских временах - и неплохо было бы некие параметры советской адвокатуры вернуть.

Опубликовала недавно стенограммы выступлений 3-х таких ностальгирующих революционеров от адвокатуры:



Эта статья как раз о том, какие традиции в советской адвокатуре существовали - и что с ними сделали "правопреемники", нынешние руководители российской адвокатуры 

(один из них, Генри Резник - закадычный друг и соратник той же Москаленко, которая из речи в речь клянется в своей любви и верности Резнику и пытается приложить его критиков, симбиоз у них такой), 

которые и переписали Закон об адвокатуре в 2002-м году, и - до сих пор, по прошествии 18 лет - управляют этой самой "новой" адвокатурой.


В этой статье, приведу всего 3 схемы устройства российской адвокатуры, которые, как мне представляется, хорошо показывают тенденции того, как - и почему, с какой целью - изменилась российская адвокатура.

                             *           *           *



Вот Схема 1.  Российская адвокатура советских времен.  



По законам СССР адвокатские коллегии могли быть образованы как лицами с юридическим образованием (и всё, никаких других требований), так и, заметьте, органами государственной власти.  



А имущество таких коллегий было "социалистической собственностью" - то есть, государственным имуществом.





Посему и одобрение каждой кандидатуры адвоката органами правящей партии, уж, не говоря о том, что по закону СССР об адвокатуре коллегии могли образовываться непосредственно органами власти, см выше.

Верность подчинения адвокатских коллегий структурам КПСС - и другим органам государственной власти - подтвердил ветеран адвокатуры Юрий Новолодский, рассказав о своей несказанной храбрости в молодые годы, выразившейся в том, что, будучи членом дисциплинарных органов адвокатской коллегии и решив выгнать из коллегии и адвокатуры адвоката - ветерана Великой Отечественной войны - не выгнал его сразу, а сначала пошел и "храбро" заявил о своем намерении областному комитету КПСС, который и должен был дать отмашку, можно выгонять адвоката (как и его принимать) или нет.

Так вот, еще раз - Схема # 1, Структура советской адвокатуры.





А вот Схема 2.  Российская адвокатура после 1995-го года, когда с помощью адвокатов был проведен закон об НКО.  



Когда "социалистическая собственность" коллегий и юридических консультаций массово переводилась целыми руководителями этих коллегий в собственность уже негосударственных - но и якобы "некоммерческих" (понятно теперь, зачем нужна легенда о якобы "некоммерческой" природе "адвокатской деятельности"?) адвокатских образований.

Кстати, как "традиционные" (ФПА, московская палата, московская областная палата, с-петербургская палата, ПАНО и т.д.), так и "революционные" адвокатские структуры (ГРА), периодически хвастаясь на юбилейных собраниях и в интервью своими успехами в отжиме государственного имущества в пользу адвокатских образований в бандитские 90-е (и не только), единодушно и откровенно отказываются публиковать документы об основаниях перевода народной недвижимости в собственность коллегий и палат, в основном переводя стрелки на личность запрашивающего и/или на то, что "не так челобитную царю подает".

Хотя подобные документы должны висеть в открытом доступе - так как именно они представляют собой значительную часть цены, которую уже заплатили и продолжают платить (через упущенную выгоду) российские налогоплательщики, когда коррумпированные местные власти, действующие в связке с адвокатской верхушкой передали без торгов и за бесценок государственное имущество во владение или "льготное пользование" адвокатским образованием.

Конечно же, взаимен на исполнение "адвокатурой" "публично-правовой функции" предоставления "квалифицированной юридической помощи населению".  О качестве этой помощи адвокаты говорят тоже откровенно, ныне призывая исключить из адвокатуры именно тех адвокатов, которые занимаются этой публично-правовой функцией, и именно потому, что, предположительно, адвокаты по назначению занимаются этой помощью не только не качественно, но и намеренно против интересов своих клиентов и в интересах следствия.


Так что, еще раз - Схема № 2.  Лихие 90-е, альтернативные коллегии.








И вот грянул гром, традиционные и альтернативные коллегии договорились и написали под себя т.н. "Закон об адвокатуре".

Тем, как "продавили" закон об адвокатуре, хвастаются и альтернативщики (Мирзоев, который ради этого продавливания аж избрался в Госдуму, и Сергей Попов, тоже избравшийся, еще раньше Мирзоева и с его помощью, о чем хвастался в юбилейном поздравлении Мирзоеву с 70-летием - в Госдуму - посмотрите юбилейные поздравления Мирзоеву, они, по крайней мере, пока, в открытом доступе).





Повторю отдельно признание Сергея Попова:


"С Гасаном Борисовичем познакомился в 1995 году.  В то время я был членом Международной коллегии адвокатов "Санкт-Петербург", и мы с президентом коллегии Артемием Николаевичем Котельниковым приехали в Москву по каким-то адвокатским делам.  

Узнав, что я собираюсь баллотироваться в Государственную Думу 2-го созыва, Гасан Борисович тут же предложил мне выдвигаться от формируемого им совместно с А.Н.Малаевым и А.М.Федосеевым избирательного объединения "Ассоциация адвокатов России".  

Поскольку я собирался баллотироваться от избирательного объединения "Яблоко", то, приехав на собрание Ассоциации адвокатов России, попросил, чтобы по моему одномандатному округу не выдвигали кандидата.  

Гасан Борисович меня поддержал и соперника от Ассоциации адвокатов России у меня не было".

Вот так.

А в Думу 3-го созыва уже Попов, депутат Госдумы, поддержал Мирзоева, а он уже протащил Закон об адвокатуре - и больше в Госдуму не баллотировался.


А вот серый кардинал российской адвокатуры, бывший следователь по особо важным делам, бывший научный сотрудник Всесоюзного института прокуратуры, писавший, по собственному признанию, секретные сводки о преступности в СССР в ЦК КПСС, Генри Резник, снятый похоже, что скрытой камерой в т.н. "Московском клубе юристов", где он жалуется, что писал Закон об адвокатуре, чтобы дать привилегии адвокатам, а вышло, что адвокатом стало работать менее выгодно, чем "просто юристом".





Почему-то платформа blogger искажает качество записи - можно ее также просмотреть на ФБ-странице "Московского клуба юристов", если еще не стерли.

 

И вот и Схемка № 3. 

Уже рожденной совместными усилиями Резника и Мирзоева российской адвокатуры, как она существует и по настоящее время.





Посмотрите еще раз, одну за другой, схему № 1, № 2 и № 3

Это - адвокатура в СССР.




Это - адвокатура в России примерно в 1995-2002 годах.  





И это - структура российской адвокатуры после 2002-го года, где коллегии 

1.  лишены права наделять своих членов статусами, имеющегося у них и 
в советское (1), и 
в короткое постсоветское (2)  и 

2. подчинены ДВОЙНОЙ структуре НКО


  • региональным палатам (с господствующими там супер-президентскими семейными династиями - термин Сергея Наумова, называющего "супер-президентами" президентов одновременно региональных палат и "палатообразующих", это уже термин супер-президента адвокатской палаты Нижегородской области Николая Рогачева, коллегий, где председательствует не просто сам президент, но и члены его семьи, как и в органах управления региональной палатой) и 
  • федеральной палате (причем, функции Федеральной палаты вообще в структуре управления адвокатурой не просматриваются, кроме сбора и использования адвокатских денег). 




 "Найдите 33 различия", цвет Вам в помощь.



И еще Вам в помощь вот - "краткое содержание предыдущих серий", сравнение схем в табличной форме.



##

СССР
Россия до 2002
Россия после 2002

1.
Контроль правительства за входом и выходом из адвокатуры

Тотальный:

Принятие и исключение через региональный комитет КПСС,

Жёстко предопределеное правительством количество адвокатов в коллегии

Нет контроля

Уровень контроля со стороны КПСС устранен (вместе с самой властью КПСС)

Ограничение в численности адвокатов устранено
Частичный контроль вернулся

3 ветви правительства включены в квалификационные комиссии новой иерархической структуры, региональных палат адвокатов, регулирующие вход и выход из адвокатуры

Адвокатские палаты воспринимают жалобы госчиновников на адвокатов как обязательные для возбуждения дисциплинарного производства

2.
Ограничение численности адвокатов по регионам

Да, жёстко установленное число
Удалено ограничение по численности
Удалено ограничение по численности
 3.
Кто образует коллегию

Коллегия адвокатов образуется по заявлению группы учредителей, состоящей из лиц, имеющих высшее юридическое образование, или по инициативе исполнительного и распорядительного органа соответствующего Совета народных депутатов. Предложение об образовании коллегии адвокатов направляется в Министерство юстиции союзной республики, которое при согласии с ним представляет его в Совет Министров союзной республики, не имеющей областного деления, автономной республики, исполнительный комитет краевого, областного, городского Совета народных депутатов для утверждения и регистрации.

В союзных республиках, не имеющих областного деления, и в автономных республиках образуются республиканские коллегии адвокатов, в краях и областях - краевые и областные коллегии адвокатов и в случаях, предусмотренных Положением об адвокатуре союзной республики, - городские коллегии адвокатов.

С согласия Министерства юстиции СССР, когда это необходимо для оказания юридической помощи гражданам и организациям, могут образовываться межтерриториальные и другие коллегии адвокатов.

Коллегии адвокатов являются юридическими лицами
 Юристы, сами дающие членам коллегии статус адвокатов
 Только лица, которым отдельная вышестоящая структура (региональная адвокатская палата) дала статус адвоката
4.
Сколько коллегий на регион
Одна, монополия
Удалена монополия одной коллегии в регионе

Удалена монополия одной коллегии в регионе

5.
Кто занимается выдачей и отзывом статусов (разрешения для работы на рынке)
Коллегия (единственная на регион)
Каждая коллегия (неограниченное число в регионе)
Введена новая структура над коллегиями, региональная палата, одна на регион

6.
Кто занимается распределением дел по назначению (оплата из бюджета)

Коллегия (единственная в регионе)
Каждая коллегия (неограниченное число в регионе)
Введена новая структура над коллегиями, региональная палата, олна на регион

7.
Управление адвокатурой из центральной управленческий структуры

Нет
Нет
Введена вторая новая структура ФПА, функции по отношению к управлению адвокатурой неясны

8.
Правовой статус коллегии

Добровольное объединение лиц, имеющих высшее юридическое образование и занимающихся адвокатской деятельностью – ЛИБО лиц, назначенных органами государственной власти в созданное ими юридическое лицо



Добровольное объединение лиц, имеющих высшее юридическое образование, юридическое лицо, НКО
НКО
9.
Правовой статус региональных палат адвокатов

-
-

10.
Правовой статус Федеральной палаты адвокатов


-


Заметим, кстати, что закон об НКО был принят в декабре 1995 года - как раз тогда, когда один из серых кардиналов российской адвокатуры Гасан Мирзоев (ныне - президент Гильдии российских адвокатов, охватывающей более половины всех адвокатов России, а в 1995-м году - председатель государственной организации "Московский юридический центр") вернулся из своей 2-хлетней командировки в США по поручению президента России и, с помощью своего клиента, единственного тата (горского еврея, как и сам Мирзоев, весьма малочисленной народности) среди российских воров в законе, отжал обратно отжатое у него место председателя этой госструктуры, "Московского юридического центра" - признание Мирзоева и описание бандитских разборок при "обратном отжатии" руководства в этой госструктуре содержится в его книге "Мой завет". 

Заметим также, что социалистическое (народное) имущество адвокатских коллегий советских времен плавно перетекло с помощью Мирзоева, Рогачева, Резника, Семеняко и других руководителей российской адвокатуры - сначала в большое количество коллегий в бандитские 90-е, а потом над этими коллегиями адвокатские кардиналы сделали надстройку из двух НКО, которые, по законам НКО, владеют имуществом и адвокатскими взносами, но делиться имуществом и частью накопленных взносов с адвокатами при их выходе (или выбросе) из "адвокатуры" "не имеют права", "по закону".

А ныне адвокаты пытаются подчинить схемке № 3 - ВСЕХ российских юристов, а также ВСЁ население России - т.к. "юридическую помощь" можно будет получить, при абсолютной адвокатской монополии, только от членов этой иерархической структуры.

И представьте себе финансовые потоки - из кармана налогоплательщиков и из кармана всех юристов, что, в конечном итоге, тоже будет из кармана налогоплательщиков, через повышенные цены для платных услуг и через бюджет для "бесплатных" услуг, которые будут в этом случае управляться этой иерархической структурой из НКО.


Еще раз - Схема № 3, рекомендую.  


Это - ближайшее будущее россиян, частный регулятор их доступа к правосудию.



                                         *        *        *


О манипуляциях "адвокатурой" статусом НКО на различных стадиях этой схемы - в следующих выпусках.

Как говорится, оставайтесь с нами.

No comments:

Post a Comment