Tuesday, February 18, 2020

Текст обращения Ассоциации судебных поверенных к рабочей группе по внесению поправок в Конституцию России с протестом против поправок ФПА и ГРА об адвокатуре

"ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ о предложениях направленных по внесению поправок в Конституцию РФ


Обращение в сканированном виде.


Сопредседателю и членам рабочей группы, по согласованию предложений о внесении поправок в Конституцию РФ
Депутату Государственной думы
Федерального Собрания Российской Федерации, председателю Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству
Крашенникову Павлу Владимировичу
Адрес: 103265, г. Москва, ул. Охотный ряд, д. 1
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ
о предложениях направленных по внесению поправок в Конституцию Российской Федерации со стороны Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации и Гильдии российских адвокатов

Уважаемый Павел Владимирович!

В сети «интернет» появилась информация о том, что "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация "Федеральная палата адвокатов Российской Федерации" (ФПА РФ) и «Ассоциация некоммерческих организаций-адвокатских образований "Гильдия российских адвокатов" направили предложения по внесению следующих поправок в Конституцию Российской Федерации:

«изложить наименование главы 7 Конституции Российской Федерации в следующей редакции: «Судебная власть, прокуратура и адвокатура» и включить в текст главы 7 Конституции Российской Федерации статью 129.1 в следующей редакции:
«1. Адвокатура является публичным, независимым, самоуправляемым профессиональным сообществом адвокатов и лиц, содействующих адвокатской деятельности, и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Посредством оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатно, адвокатура осуществляет защиту прав, свобод и интересов доверителей, обеспечивает доступ к правосудию, участвует в правовом просвещении, совершенствовании законодательства и практики его применения, а также осуществляет защиту профессиональных прав, свобод и интересов адвокатов.
3. Адвокат является независимым участником процесса отправления правосудия, профессиональным советником по правовым вопросам, получившим в установленном федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Полномочия адвоката, его обязанности и порядок привлечения его к ответственности определяется федеральным законом. Противодействие оказанию квалифицированной юридической помощи и вмешательство в адвокатскую деятельность запрещаются и влекут за собой ответственность в соответствии с законом.
4. Организация и порядок деятельности адвокатуры в Российской Федерации определяются федеральным законом.
5. Органы государственной власти и их должностные лица в порядке, установленном законом, обеспечивают гарантии независимости адвокатуры и адвокатов, соблюдение в отношении адвокатов прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации для граждан, оказывают содействие адвокатуре и адвокатам при осуществлении адвокатской деятельности.» (текст предлагаемых поправок из постановления президиума Гильдии российских адвокатов № 01 от 11.02.2020 года).

Аналогичным образом Федеральная палата адвокатов Российской Федерации предлагает переименовать главу 7 Конституции Российской Федерации, которая должна получить название «Судебная власть, прокуратура и адвокатура». А в текст названной главы предлагается включение следующего положения: «Адвокатура является независимой самоуправляемой частью правосудия, функции и организация которой определяются федеральным законом». Либо в формулировке Совета Палаты адвокатов Нижегородской области: «Адвокатура является независимой самоуправляемой частью правосудия, функции и организация которой определяются федеральным законом. Воспрепятствование адвокатской деятельности запрещается».

Межрегиональная общественная организация Межрегиональный профессиональный союз «Национальный Профсоюз Юристов» (далее МОО МПС «НПЮ») категорически возражает против внесения в Конституцию Российской Федерации данных поправок по следующим основаниям:
1. Указанные выше проекты поправок являются ни чем иным, как расширенным цитированием статей Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (см. п. 1 ст.2, п.1 ст.3 ФЗ N 63-ФЗ), подобное расширенное цитирование, по большей части декларативного свойства, не должно переноситься из федерального закона в Основной закон Российской Федерации.

2. "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация "Федеральная палата адвокатов Российской Федерации" ("ФПА РФ") не является государственным органом в системе судебной власти, ни системообразующим государственным институтом, требующим закрепления своего статуса в Конституции Российской Федерации. Как не закрепляется статус иных общественных объединений и некоммерческих организаций в Конституции Российской Федерации, например таких некоммерческих организаций как "Федеральная нотариальная палата" (ФНП), "Федерация Независимых Профсоюзов России – ФНПР", и иных некоммерческих организаций и общественных объединений.
При этом само право граждан на создание общественных объединений, включая профессиональные (право создавать профессиональные союзы), а свобода деятельности общественных объединений уже гарантируется ст. 30 Конституции Российской Федерации. Регламентация деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций, включая и "Общероссийскую негосударственную некоммерческую организацию "Федеральная палата адвокатов Российской Федерации", осуществляется на уровне федеральных законов. Деятельность "Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации" в частности регламентирована Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

3. Данные поправки, безосновательно превознося роль исключительно адвокатов в деятельности по оказанию гражданам и юридическим лицам квалифицированной юридической помощи, тем самым дискредитируют как самих лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь вне адвокатуры, имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности, так и само высшее юридическое образование. Обращаем Ваше внимание что, в Российской Федерации квалификация юрист присваивается решением государственной аттестационной комиссии, в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Кроме того указанные поправки фактически косвенно направлены на продвижение на всей территории РФ адвокатской монополии на квалифицированную юридическую помощь и юридические услуги.
В данных поправках избранным критерием для оказания квалифицированной юридической помощи и юридических услуг являются не квалифицированные требования, связанные с качеством юридической помощи, юридических услуг и необходимости защиты соответствующих публичных интересов, а лишь организационно-правовая форма.
Положения (части 1, 2 статьи 17, статья 18, часть2 статья 45, часть 1 статья 46, часть 1 статья 48) Конституции Российской Федерации не содержат предписаний на установление «адвокатской монополии» на оказание юридических услуг. Введение «адвокатской монополии» в отсутствие оснований, о которых упоминается в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации нарушает не только право лиц, оказывающих юридические услуги в отсутствие статуса адвоката, но и затрагивает права лиц – потребителей юридических услуг, т.к. фактически ограничивает их в праве выбора способа защиты их интересов (см. постановление Конституционного суда Российской Федерации № 15-П от 16 июля 2004г.).

5. Само по себе повышение уровня защищенности профессиональной деятельности адвокатов, обеспечение гарантий от вмешательства в деятельность адвокатов - защитников достигается внесением изменений в часть 2 статьи 294 УК РФ о вмешательстве в действия прокурора, следователя и дознавателя посредством дополнения указанного перечня вмешательством в деятельность защитника «в целях воспрепятствования осуществлению адвокатской деятельности в уголовном судопроизводстве».
Таким образом, достаточные изменения на уровне федерального законодательства не требуют внесения поправок в Конституцию Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, а также руководствуясь Конституцией России, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 №10-ФЗ общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, МОО МПС «НПЮ» просит Вас:
1) принять все находящиеся в Вашей компетенции меры по отклонению (не принятию) предложений (поправок) в Конституцию Российской Федерации, предложенных "Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией "Федеральная палата адвокатов Российской Федерации" ("ФПА РФ") и «Ассоциация некоммерческих организаций-адвокатских образований "Гильдия российских адвокатов".
2) МОО МПС «НПЮ» просит ответ на данное открытое обращение направить по средствам ФПС РФ по адресу: 150001, г. Ярославль, ул. Фабричная, д.28 или в сканированном виде по электронной почте: mps-npu@yandex.ru.

С уважением,
Председатель МОО МПС «НПЮ» В.В. Лютенков"

No comments:

Post a Comment