Monday, November 29, 2021

О либерализме российских законов об иноагентах. Всё познается в сравнении - перевод законов об иноагентах в США, стране-спонсоре российских иноагентов

В ходе продолжающегося в России плача по юристам и группам "правозащитников", финансируемым недружественными иностранными государствами уместно рассказать о содержании закона об иноагентах в США, существующего аж с 1938 года, и сопутствующего ему уголовного законодательства США.

Закон об иноагентах США 1938 года внесен в Статью 22, Разделы 611-615 (административный кодекс США).

Раздел 611(с) дает, в частности, определение "иноагента" в США, как "любое лицо, действующее как агент, представитель, сотрудник или служащий любого лица, действующего в любом другом качестве по указанию, просьбе или другому руководству или контролю иностранного принципала или лица, действия которого прямо или косвенно подлежат надзору, руководятся, контролируются, финансируются или субсидируются в целом или в большей части иностранным принципалом, и кто прямо или через другое лицо вовлечен в Соединенных штатах в политическую деятельность для или в интересах такого иностранного принципала, действует внутри Соединенных Штатов как советник по связям с общественностью, агент по связям с общественностью, сотрудник по информационным услугам или политический консультант для или в интересах такого иностранного принципала.

Раздел 612 содержит в себя требования к обязательному раскрытию информации иноагентами - такому, что любому российскому иноагенту мало не покажется.

Вспомним, как российский адвокат, спонсируемый американцами, Каринна Москаленко, намеренно проигрывала дело в ВС России для своего клиента Льва Пономарева, называя требование раскрытия информации иноагентам "бумажками". 

Представим себе, на какой срок сел бы и на какую сумму был бы оштрафован в стране-спонсоре клиент Москаленко Лев Пономарев и другие российские иноагенты за несоблюдение законов об иноагентах и подивимся либерализму российского закона об иноагентах.

Закрытие "правозащитных" российских организаций, признанных Минюстом иноагентами, также связано обычно с непредоставлением документов о своей финансовой и другой деятельности, подлежащей разглашению в связи со статусом иноагента.

Сравните с информацией, которая требуется для раскрытия иноагентами в США (стране-спонсора иноагентов в России) административным законодательством, Статья 22 Раздел 612, отметив уровень усмотрения Генерального прокурора (т.е. исполнительной ветви власти, без суда и без законодательного собрания) в определении требуемой информации.

(a)Официальное раскрытие информации, содержаниеНи одно лицо не имеет права действовать как агент иностранного принципала, если оно не подало Генеральному прокурору истинное и полное регистрационное заявление и дополнения к нему, как того требуют подразделы (а) и (b) данного раздела, если лицо не освобождено от регистрации в соответствии с положенями данной под-главы.  Кроме изложенных в дальнейшем положений, каждое лицо, становящееся агентом иностранного принципала, должно в течение 10 дней с этой даты, подать Генеральному прокурору два заверенных регистрационных заявления под присягой, в форме, предписанной Генеральным прокурором.Обязательства агента иностранного принципала подавать регистрационное заявление после 10-го дня со дня становления таким агентом, продолжаются день ото дня, и окончание этого статуса не освобождает этого агента от обязанности подавать регистрационное заявление за период, когда лицо было агентом иностранного принципала.  Регистрационное заявление должно включать в себя следующее, что будет считаться материальной информацией для целей данной под-главы:
(1) Имя регистрирующегося, основной бизнес-адрес, все остальные бизнес-адреса в США и в других местах, все адреса жительства, если они есть, 
(2) Статус регистрируемого лица;  если это физическое лицо - национальная принадлежность; если партнерство - имя, адрес проживания и национальная принадлежность каждого партнера и верная и полная копия документов, устанавливающих партнерство; если ассоциация, корпорация, организация или любоя другая комбинация физических лиц, имя, адрес проживания и национальная принадлежность каждого директора и офицера и каждого лица, исполняющего обязаности директора или офицера и верная и полная копия чартерных документов, статей инкорпорирования, ассоциации, конституция, правила корпорации и изменения к ним; копия любого другого инструмента или документа и заявления о терминах и условиях любого устного соглашения в отношении организации, полномочий и целей, и заявление о владении и контроле.   
 
(3) Развернутое заявление о природе бизнеса регистранта; полный список сотрудников регистранта и заявление о характере деятельности каждого из них; имя и адрес каждого иностранного принципала, для которого регистрант действует; предполагает или думает действовать или согласился действовать; характер бизнеса или других действий каждого такого иностранного принципала и, если любой такой иностранный принципал является не физическим лицом, заявление о владении и контроле каждым;  а также степень до которой каждый такой иностранный принципал надзирается, контролируется, обладается, контролируется, финансируется или субсидируется, полностью или частично, любым правительством иностранной державы или иностранной политической партии, или другим иностранным принципалом; 
 
(4) Копии каждого письменного заявления и терминов и условий каждого устного соглашения, включая все изменения этих соглашений или, где не существует соглашений, полное заявление всех обстоятельств, в результате которых регистрант является агентом иностранного принципала; развернутое заявление природы и метода осуществления условий каждого такого контракта и существующей или предлагаемой деятельности, в которую вовлечен или собирается быть вовлеченным регистрант как агент иностранного принципала для каждого иностранного принципала, включая детализированное заявление каждой такой деятельности, если она является политической деятельностью; 
(5) Природа и количество взносов, доходов, денег или ценностей, если таковые есть, которые регистрант получил за последние 60 дней от каждого такого иностранного принципала, как компенсацию или в возмещение расходов или по другой причине, и форма и время получения каждой такой выплаты и от кого она была получена; 
(6) Детальное заявление о каждой деятельности, которую регистрант осуществляет или думает или готовится осуществлять или согласился осуществлять для себя или другого лица, отличного от иностранного принципала и которое требует его регистрации по данному закону, включая детальное заявление любой такой активности, если она является политической активностью;
(7) Имя, бизнес-адрес, адрес проживания и, если это физическое лицо, гражданство любого лица, отличающегося от иностранного принципала, для которого регистрант действует, думает или планирует или согласился действовать в обстоятельствах, требующих регистрацию по данному закону; степень, в которой каждое такое лицо надзирается, управляется, обладается, контролируется, финансируется или субсидируется, целиком или частично, любым правительством иностранной державы или иностранной политической партией;  и природа и размер взносов, доходов, денег, ценностей, если они есть, которые регистрант получил в течение 60 последних дней от каждого такого лица в связи с любой деятельностью, описанной в подпункте (6) данного подраздела, в качестве компенсации или возмещения расходов или по другим причинам, и форма и время каждой такой выплаты и от кого она получена; 
(8) Детальное заявление о деньгах и других ценностях, потраченных или выданных регистрантом во время предыдущих 60 дней для продвижения или в связи с деятельностью, требующей регистрации по данному закону, предпринятой им либо как агентом иностранного принципала, либо для себя или другого лица либо в связи с любой деятельностью, связанной со становлением агентом такого принципала, и детальное заявление о денежных вкладах или вкладах других ценностей, сделанных им в течение предыдущих 60 дней (кроме вкладов, которые запрещается делать в соответствии с Разделом 613 статьи 18) (данная статья отозвана - прим. перев.) в связи с избранием на политическую должность или в связи с любыми первоначальными выборами, съездами или собраниями выборщиков для определения кандидатов на политическую должность;
(9) Копии каждого письменного соглашения и условия каждого устного соглашения, включая изменения таких соглашений или, где соглашений нет, полное заявление об обстоятельствах, по причине которых регистрант выполняет или предполагает или планирует или согласился выполнять для себе или для иностранного принципала или для любого лица, отличного от иностранного принципала, любую деятельность, требующую регистрации по данному закону; 
(10) Такие другие заявления, информацию или документы, относящиеся к целям этой под-статьи, как будет время от времени определять Генеральный прокурор, исходя из соображений национальной безопасности и интересов общества; 
(11) Такие дальнейшие заявления или такие дальнейшие копии документов, которые необходимы для того, чтобы не вводить в заблуждение с помощью заявлений, сделанных в регистрационном завявлении и дополнениях к нему, а также в прилагаемых документах.  
(b)Дополнения, срок подачи


Каждый агент иностранного принципала, подавший регистрационное заявление в соответствии с подразделом (а) данного раздела должен в течение 30 дней после окончания каждого шестимесячного периода после подачи такого заявления, подать Генеральному прокурору дополнение к этому заявлению под присягой, на бланке, требуемом Генеральным прокурором, где будут описаны в отношении предыдущих шести месяцев такие факты, какие Генеральный прокурор, из надлежащего соображения национальной безопасности и интересов общества, может счесть необходимым для того, чтобы сделать требуемую по данному разделу информацию точной, полной и текущей в отношении этого периода.  В отношении информации, предоставленной по положениям  (3), (4), (6), и (9) подраздела (a) данного раздела, регистрант должен дать увдеомление Генеральному прокурору о любых изменениях в этой информации в течение 10 дней после того, как эти изменения возникли.  Если Генеральный прокурор, имея надлежащее усмотрение в отношении национальной безопасности и интересов общества, определит, что это необходимо для выполнения целей данного подраздела, он может, в любом отдельном случае, потребовать, чтобы дополнения к регистрационному заявлению подавались с более частыми интервалами в отношении всех видов или отдлельных видов требуемой информации.  

(c) Подпись заявления под присягой 


Регистрационное заявление и дополнения к нему должны быть подписаны под присягой следующим образом: если регистарнт является физическим лицом, то им самим; если регистрант является партнерством, большинством его членов; если регистрант не является физическим лицом или партнерством, большинством его офицеров или лиц, выполняющих функции офицеров или большинством совета директоров этого лица или лиц, выполняющих функции директоров, если таковые есть. 

(d) Подача заявления не означает полного выполнения законодательства и не гарантирует свободу от преследования 

Факт подачи регистрационного заявления или дополнений к нему не обязательно означает полное исполнение регистрантом требований данного подраздела и ведомственных правил, принятых в связи с данным подразделом, и не означает, что Генеральный прокурор любым образом рассмотрел регистрационное заявление и приложения к нему по существу, не гарантирует свободу от преследования на основании положений данного подраздела, за умышленную не-подачу регистрационного заявления и приложений к нему в необходимые сроки или за умышленную подачу ложных заявлений о материальных фактах в подобном заявлении или дополнении к нему или за умышленное сокрытие материальных фактов, требуемых к разглашению в регистрационном заявлении и дополнениях к нему, или за умышленное нераскрытие материального факта или неподачу копии материального документа, который требуется для того, чтобы сделать заявления в регистрационном заявлении и дополнениях к нему, и копии сопутствующих документов, не вводящими в заблуждение. 

(e) Включение предыдущих заявлений по ссылкам 


Если любой агент иностранного принципала, от которого требуется регистрация в соответствии с положениями данного подраздела, регистрировался до этого у Генерального прокурора в соответствии с положениями Статьи 18 Раздела 2386, Генеральный прокурор, для исключения неподобающего удвоения документов, может разрешить включение по ссылке в регистрационное заявление и дополнения к нему, поданные по данному подразделу, любую информацию или документы, поданные до этого таким агентом иностранного принципала в соответствии с положениями означенного раздела. 

(f)Освобождение, предоставленное Генеральным прокурором Генеральный прокурор может, путем ведомственных правил, предоставить освоождение 
(1) от регистрации или от требования предоставления любой информации, требуемой этим разделом, любое лицо, упомянутое как партнер, официальное лицо, директор или сотрудник в регистрационном заявлении, поданном агентом иностранного принципала по данному подразделу, и 
(2) от требования предоставления любой информации, требуемой этим разделом от любого агента иностранного принципала, 
где, в соответствии с природой функций или деятельности такого лица Генеральный прокурор, по надлежащем учтении интересов национальной безопасности и интересов общества, определит, что такая регистрация или предоставление такой информации, в данном случае, не является необходимой для осуществления целей данного подраздела. 
(g) Электронная подача регистрационных заявлений и дополнений 


Регистрационное заявление и дополнение, требуемое данным разделом, должны быть поданы в электронной форме, в дополнение к любой другой форме, которая может быть потребована Генеральным прокурором. 


Упоминаемая в данном законодательстве Статья 18 Раздел 2386 Кодекса США - часть уголовного законодательства, называемого "Государственная измена, вражеская пропаганда и подрывная деятельность".

Сам раздел относится к обязательной регистрации определенных организаций.

Вот его полное содержание:

(A) Для целей данного раздела: 

“Генеральный прокурор” означает Генерального прокурора Соединенных Штатов;

“Организация" обозначает любую группу, клуб, лигу, общество, комитет, ассоциацию или сочетание физических лиц, инкорпорированных или нет, однако, такой термин не включает корпорацию, ассоциацию, общественную кассу, финансовый или другой фонд, организованный или управляемый исключительно для религиозных, благотворительных, научных, литературных или образовательных целей (прим. Т.Н. - заметим, что цель правозащиты не включена в данное исключение);

“Политическая активность" означает любую деятельность для целей или с целью или одна из целей которых является силовой контроль или свержение правительства Соединенных Штатов или его политического подразделения или любого штата или его политического подразделения; 

Организация вовлечена в "гражданскую военную деятельность", если 

(1) она осуществляет обучение или определяет курс обучения своих членов использованию огнестрельного оружия или других видов оружия или их заменителей, или военной или военно-морской науке; или

(2) она получает от любой другой организации или от физического лица обучение военной или военно-морской науке; или 

(3) она вовлечена в военные или военно-морские маневры или деятельность; или  or

(4) она вовлечена, с оружием или без него, в учениях или парадах военного или военно-морского характера; или 

(5) она вовлечена в любую другую форму организованной деятельности, которая, по мнению Генерального прокурора, является подготовкой к военной акции; 

Организация находтися "под иностранным контролем", если 

(a) она запрашивает или принимает финансовые вклады, кредиты или поддержку любого рода, прямо или косвенно, от, или ассоциирована прямо или косвенно с иностранным правительством или политическим подразделением такого правительства, или с агентом, агентством или аппаратом иностранного правительства или его политическим подразделением, или с политической партией иностранного государства, или с международной политической организацией; или

(b) ее политика, полностью или частично, определяется напрямую или по предложению или в сотрудничестве с иностранным правительством или его политическим подразделением или агентом, агентством или аппаратом иностранного правительства или его политического подразделения, или политической партией иностранного государства или международной политической организацией.  

(B)(1) Для следующих организаций требование регистрации у Генерального прокурора обязательно: 

Каждая организация под иностранным контролем, вовлеченная в политическую деятельность; 

Каждая организация, вовлеченная в гражданскую военную деятельность и в политическую деятельность; 

Каждая организация под иностранным контролем, вовлеченная в гражданскую военную деятельность; 

Каждая организация, целью или задачей которой, или одной из целей или задач которой является установление, контроль, осуществление, захват или сверхение правительства или его подразделения с помощью силы, насилия, военных мер или угроз одного или более из вышеописанного. 

Каждая такая организация должна зарегистрироваться путем подачи Генеральному прокурору, на бланках и в деталях, требуемых Генеральным прокурором через правила и ведомственные акты, регистрационного заявления, содержащего информацию и документы, описанные в подразделе  (B)(3) и должна в течение 30 дней по истечении каждого периода в 6 есяцев после подачи такого рагистрационного заявления подавать Генеральному прокурору, на таких бланках и в таких деталях, как предпишет Генеральоный прокурор правилами и ведомственными актами, дополнительные заявления, содержащие такую информацию и документы, какие могут быть необходимы, чтобы сделать информацию, поданную до того в соответствии с этим разделом, верной и текущей в отношении предыдущего шестимесячного периода.  Каждое заявление, требуемое к подаче по этому разделу, должно быть подписано под присягой офицерами организации. 

(2) Этот раздел не требует регистрации и подачи любых заявлений Генеральномуо прокурору: 

(a) Вооруженными силами Соединенных Штатов; или 

(b) Организованной милицией или Национальной гвардией штатов, территорий, округов или владений Соединенных штатов; или 

(c) Любого правоохранительного агентства Соединенных штатов или их Территорий, округов или владений, или любого штата или его политического подразделения или агентства или аппарата одного или более штатов; или 

(d) любой надлежащим образом установленной дипломатической миссией или консульским отделом иностранного правительства, признанного таковым Государственным Департаментом; или

(e) Любой признанной по всей стране организацией лиц, являющихся ветеранами Вооруженных сли Соединенных штатов, или филиалов таких организаций.

(3) Каждое регистрационное заявление, подаваемое организацией, должно содержать следующую информацию и документы: 

(a) Название и почтовый адрес организации в Соединенных штатах и названия и адреса всех ветвей, подразделений и филиалов этой организации; 

(b) Имя, адрес и гражданство каждого официального лица и каждого лицо, выполняющего функции официального лица органзиации и каждой ветви, подразделения или филиала организации; 

(c) Требования к членству в организации; 

(d) Существующие и предлагаемые цели и задачи организации и все меры, с помощью которых эти цели и задачи осуществляются или должны осуществляться; 

(e) адрес или адреса собраний организации и каждой ветви, подразделения и филиала организации и время таких собраний. 

(f) Имя и адрес любого лица, которое вносило деньги, взносы, имущество или другие цености в организацию или в любую ветвь, подразделение или филиал организации; 

(g) Детальное заявление об активах организации и каждой ветви, подразделения или филиала организации, и способ приобретения этих активов, и детальное заявление об обязательствах и доходе организации и каждой ветви, подразделения и филиала организации; 

(h) Детальное описание деятельности организации и каждого подразделения, ветви и филиала организации; 

(i) Описание униформ, значков, опознавательных знаков или других способов идентификации, предписанных организацией и носимых на одежде или при себе офицерами или членами, или любыми из офицеров или членов; 

(j) копия любой книги, памфлета, сборника или другой публикации или позиции написанного, напечатанного или графического материала, изданного или распространенного прямо или косвенно организацией, или ее подразделением, ветвью или филиалом организации, или любым из членов организации от ее имени или с ее ведома, вместе с именем автора или авторов и именем и адресом издателя; 

(k) описание любого огнестрельного оружия или другого оружия, которым владеет организация, ее подразделение, ветвь или филиал организации, идентифицирумого по номеру, установленному на оружии его производителем; 

(l) в случае, если организация находится под иностранным контролем, каким образом она находится под таким контролем; 

(m) копия чартера, учредительных документов, конституции, учредительных правил, правил, регулирующих актов, соглашений, резолюций и других инструментов, относящихся к организации, полномочиям и целям организации и полномочиям офицеров организации и каждого подразделения, ветви и филиала организации, и

(n) такую другую информацию и документы, имеющие отношения к целям данного раздела, какие Генеральный прокурор может время от времени требовать.

Все заявления, подаваемые по этому разделу, должны быть публичными документами и должны быть открыты публичному просмотру и исследованию в разумные часы по правилам и ведомственным установлениям, которые Генеральный прокурор может время от времени предписывать. 

(C) Генеральный прокурор уполномочен в любое время принимать, менять или отзывать такие правила и ведомственные установки, какие необходимы для осуществления целей данного раздела, включая правила и ведомственные установки, регулирующие требования для необходимых к подаче заявлений. 

(D) Тот, кто нарушит любые положения этого раздела, должен быть оштрафован в соответствии с положениями этой статьи или заключен в тюрьму не более, чем на 5 лет, или то и другое. 

Тот, кто в заявлении, поданном в соответствии с данным разделом, умышленно сделает ложное заявление или умышленно утаит любой факт, который должен быть раскрыт, или который требуется включить в заявление, чтобы оно не вводило в заблуждение, должен быть оштрафован в соответствии с положениями данной статьи или заключен в тюрьму не более, чем на 5 лет, или то и другое.  

(Принято 25 июня 1948 года, ch. 645, 62 Stat. 808Pub. L. 103–322, title XXXIII, § 330016(1)(I), (L), 13 сентября 1994 года  108 Stat. 2147.)


Дополнительное УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО в отношении иноагентов

Параллельно существует уголовное законодательство в отношении иноагентов, за нарушение котого полагается штраф и/или 10 ЛЕТ ТЮРЬМЫ.

Соответственно, закон этот не административный, как в России, а на минуточку федеральный уголовный, и дело это возбуждается через большую коллегию присяжных (grand jury) - которая действует под управлением уголовного прокурора и, соответственно, которая может предъявить формальные обвинения и бутерброду с ветчиной (цитирую высказывание бывшего главного судьи штата Нью-Йорк Сола Уотчлера).

Звучит этот закон так:

Кодекс США, Статья 18 (уголовный кодекс - Т.Н.), раздел 951 - Агенты иностранных правительств

а) Любое лицо, которое, не будучи дипломатом, офицером консульства или атташе, действует в Соединенных Штатах как агент иностранного правительства без предварительного одобрения Генерального прокурора, если того требует подраздел (b), должно быть оштрафовано в соответствии с данным разделом или заключено в тюрьму не более, чем на 10 лет, или и то, и другое.

b) Генеральный прокурор должен издать правила и ведомственные акты, устанавливающие требования об уведомлениях (чем тебе не российский Минюст, занимающийся законодательством, кого считать, а кого не считать иноагентом? - Т.Н.).

с) Генеральный прокурор должен, по получении, немедленно передать копию каждого уведомляющего заявления, поданного по этому разделу, Госсекретарю для комментариев и использования Госсекретарем, как он сочтет нужным с точки зрения международных отношений Соединенных Штатов.  Невыполнение Генпрокурором этого условия не должно служить препятствием преследованию по этому статье.

(d) Для целей данного раздела, термин "агент иностранного правительства" означает лицо, которое соглашается действовать внутри Соединенных Штатов под руководством или контролем иностранного правительства или официального лица, хотя этот нермин не включает 

    (1) подобающе аккредитованного дипломата или офицера консульства иностранного правительства, также признанного Госдепартаментом,

    (2) любое официально и публично признанное и спонсируемое официальное лицо или представителя иностранного правительства,

    (3) любой официально и публично признанный и спонсируемый член персонала, или сотрудник офицера, официального лица или представителя, описанного в параграфе (1) или (2), который находится вне США, или

    (4) любое лицо, вовлеченное в законную коммерческую сделку.


(e) Вне зависимости от содержания параграфа (d)(4), любое лицо, вовлеченное в законную коммерческую сделку, будет счетаться агентом иностранного правительства для целей данного раздела, если 

    (1) данное лицо соглашается действовать внутри Соединенных Штатов под руководством или контролем иностранного правительства или официального лица;  или

    (2) такое лицо

        (А) является агентом Кубы или любой другой страны, которая, по определению Президента (сообщенному Конгрессу) представляет угрозу интересам национальной безопасности США для целей данного раздела, кроме тех случаев, когда Генеральный прокурор, после консультации с Госсекретарем, определяет и докладывает Конгрессу, что интересы национальной безопасности и международной политики США требуют, чтобы положения данного раздела не были применимы к специфическим обстоятельствам агентам данной страны; или

        (B) был осужден или согласился быть осужденным без признания вины в отношении к любому правонарушению по разделам с 792 по 799, 831 или 2381 данной статьи или по разделу 11 Акта по управлению экспортом 1979 года, кроме того, что положения данного подраздела не будут применяться к лицу, описываемому данным положением, на период более 5 лет, начиная с даты осуждения или даты внесения соглашения об осуждении без признания вины, в зависимости от обстоятельств дела."

(Раздел 792 - предоставление крова или сокрытие лиц, занимающихся деятельностью иностранного агента (штраф и/или 10 лет тюрьмы),

Раздел 793 - сбор, передача и утеря информации о военной защите США (штраф и/или 10 лет тюрьмы и конфискация имущества),

Раздел 794 - сбор и передача информации о военной защите для помощи иностранному правительству (смертная казнь или пожизненное заключение),

Раздел 795 - фотографирование или зарисовка военных объектов (штраф и/или до года тюрьмы),

Раздел 796 - аэрофотосъемка военных объектов (штраф и/или до года тюрьмы),

Раздел 797 - публикация и продажа фотографий военных объектов (штраф и/или до года тюрьмы),

Раздел 798 - раскрытие засекреченной информации (штраф и/или до 10 лет тюрьмы, с конфискацией имущества)

Раздел 799 - нарушение правил Аэрокосмического ведомства (NASA) (штраф и/или до года тюрьмы)

Раздел 831 - запрещенные транзакции с ядерными материалами (от 10 до 20 лет тюрьмы)

Раздел 2831 - государственная измена (смертная казнь или тюремное заключение не менее, чем на 5 лет и штраф не менее, чем на 10 000 долларов, лишение права занимать государственные должности)



No comments:

Post a Comment