Воздействие антивоенных санкций на доступ к правосудию в России:
Россия становится США?
Татьяна Нерони, J.D.
11 марта, 2022 ©
24 февраля 2022 года Россия
развязала войну с суверенной соседней страной, Украиной. Война все еще продолжается на момент написания данной статьи.
Как часть усилий сдержать
и, в конце концов, остановить войну, на США и некоторые европейские страны наложили
различные политические и экономические санкции на Россию.
В результате этих
санкций Россия
1. Выходит из Совета Европы[1],
2.
Собирается
восстановить смертную казнь[2] (после
моратория с 1997 года[3]) и
3.
Выходит
из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека[4].
Эти три позиции представляют
регресс России в отношении доступа ее жителей к правосудию, особенно в части нарушений
прав человека.
Интересно отметить, что,
регрессируя таким образом, Россия скатывается к статусу доступа к правосудию жителей
США, основной страны, налагающей антивоенные санкции.
Давайте сравним системы
доступа к правосудию США и России до развязывания Россией войны с Украиной и теперь,
во время войны.
Таблица 1 Сравнительная
таблица систем доступа к правосудию в США и в России до войны России в Украине
Характеристика системы доступа к правосудию |
США |
Россия |
У кого лучше |
Доступ к внестрановому суду по поводу нарушения прав
человека |
Нет доступа Доступ запрещен как условие ратификации США Пакта о гражданских и политических
правах[5] |
Полный доступ к Европейскому суду по правам человека |
У России |
Смертная казнь |
Да,
на федеральном уровне Да,
на уровне некоторых штатов |
Нет,
мораторий с 1997 года |
У
России |
Контроль правительства над юристами-правозащитниками, представляющими Клиентов в суде против правительства |
Полный контроль Все юристы, оппонирующие правительству в суде, контролируются правительством через лицензирование |
Частичный
контроль (правительством контролируются только уголовные адвокаты, причем через систему НКО, без прямого лицензирования правительством этих адвокатов) Выбор правозащитников в гражданских процессах государством не регулируется
(кроме закона об иноагентах, более жесткого в США, чем в России) |
У России |
Что изменится в
системе доступа к правосудию в России, по сравнению с системой доступа к
правосудию в США, как следствие войны в Украине, антивоенных санкций против
России и ответных шагов России?
Таблица 2 Сравнительная
таблица ключевых позиций доступа к правосудию в США и в России после начала и
как следствие войны России в Украине
Характеристика системы доступа к правосудию |
США |
Россия |
У кого лучше |
Доступ к внестрановому суду по поводу нарушения прав
человека |
Нет доступа Доступ запрещен как условие ратификации США Пакта о гражданских и политических
правах |
Нет доступа |
Одинаково плохо |
Смертная казнь |
Да,
на федеральном уровне Да,
на уровне некоторых штатов |
Если
будет снят мораторий на смертную казнь, что собираются сделать |
Одинаково
плохо |
Контроль правительства над юристами-правозащитниками, представляющими Клиентов в суде против правительства |
Полный контроль Все юристы, оппонирующие правительству в суде, контролируются правительством
через лицензирование |
Частичный контроль (правительством контролируются только уголовные адвокаты,
причем через систему НКО, без прямого лицензирования правительством этих адвокатов)
Выбор правозащитников в гражданских процессах государством не регулируется
(кроме закона об иноагентах, более жесткого в США, чем в России) Запрет на критику всем жителям России, включая всех юристов, критиковать власть
по конкретому вопросу – война России в Украине |
У России |
ВЫВОДЫ
Содержание
двух таблиц выше демонстрирует печальный парадокс: даже после того, как Россия нанесла и собирается наносить дальнейшие удары по своей системе доступа к правосудию по 3-м важнейшим
пунктам, система доступа к правосудию в России, по формальным признакам, останется лучше системы доступа к правосудию в США, за единственным
исключением тюремных сроков за критику правительства России в отношении развязывания и ведения войны в Украине.
Таким образом, США,
действуя предположительно с позиций защиты прав человека, на настоящий момент добились
регресса системы доступа правосудия в России в сторону нынешнего состояния
такой системы в самих США.
Примечание:
Эта
статья –
предупреждение.
Для автора не
подлежит сомнению, что в отношении войны с Украиной Россия является агрессором и
действует неправосудно и несправедливо, принеся суверенному народу Украины смерти,
увечья и разрушения, горе и страдания.
Однако, мы, американцы,
при осуждении внешнего диктатора и агрессора должны продолжать осознавать, что
- У нас в США
скопилось много важных проблем, требующих решения, и что
- Мы не должны
позволять своему правительству водить нас за нос и представлять себя «святее
Папы Римского» на тему защиты прав человека, в то время как наше правительство
по этому самому вопросу хуже находящейся под прицелом санкций и критики иностранной
диктатуры.
Давайте
уберемся и у себя в доме.
[1] Медведев допустил
возвращение смертной казни в России, lenta.ru, 26 февраля 2022 г.
[2] Там же.
[3] Россия может снять мораторий на смертную казнь – глава КС,
Сибирь.Реалии, 29 декабря 2021 г. («Глава Конституционного суда Валерий Зорькин
допустил, что российские власти могут снять мораторий на смертную казнь. В
своей книге "Конституционное правосудие: процедура и смысл" он
написал, что запрет 1997 года на исполнение и назначение смертной казни
был "уступкой ценностям", несвойственным России.»)
[4] См. напр.: Федорова, Евгения. Удар по уязвимым: что будет, если Россия
выйдет из Совета Европы. Смогут ли
россияне подавать жалобы в ЕСПЧ и есть ли ему альтернативы. Агентство социальной информации, 10 марта 2022
г.
[5] Подробный
обзор барьеров доступа
к правосудию в
США см. в: Neroni, Tatiana, No effective legal remedies
for Americans for human rights violations on the U.S. soil, September 26, 2018,
Academia.edu (Нерони, Татьяна. В США отсутствуют
эффективные меры защиты американцев от нарушений прав человека, 26 сентября
2018 года, Academia.edu).
No comments:
Post a Comment