Адвокатское лобби продолжает проталкивать эту идею, законопроект не подвергается жесткой проверке на то, как этот закон реально защитит - или повредит - потребителям, которых он призван якобы защищать, и единственной точкой сопротивления законопроекту в настоящее время являются разборки между разными фракциями адвокатского сообщества России.
Теперь под претензией, что адвокатскую монополию "похоронят" в Госдуме, адвокатскую монополию пытаются протащить в более "мягкой" форме - заставляя людей нанимать только специалистов с высшим юридическим образованием для представления их интересов в суде.
Вот эта страничка на портале Право,
Я отреагировала таким комментарием.
Один из ответов на комментарий был такой:
Я пыталась - три раза - разместить вежливый, взвешенный ответ, по пунктам, на замечание Алексея Кошелева, дипломированного юриста, а стало быть, лица, имеющего финансовый интерес в адовкатской монополии.
Портал Право не разрешает размещение моего комментария - хотя размещает комментарии юристов в поддержку адвокатской монополии.
Поэтому размещаю мой ответ юристу Алексею Кошелеву, относительно "феномена неграмотного хирурга" здесь.
1.
Сравнение
хирурга и юриста не только неоригинально и часто употребляется противниками дерегуляции адвокатской деятельности, но еще и неадекватно. Ценность юриста ставится под
сомнение презумпцией знания закона каждым гражданином. Гражданин может представлять себя в суде сам,
если не может себе позволить услуг судебного представителя, в то время как он не может осуществить сам на себе операцию, если он не может позволить себе услуг профессионального хирурга, и не существует презумпции
знаний каждым гражданином анатомии, физиологии и других знаний и навыков
хирургической деятельности.
2.
При
введении адвокатской монополии – жесткой или «мягкой», через образовательный
ценз - дееспособный потребитель ограничивается в выборе частного подрядчика
услуг, а также в праве отказаться от помощи государства в выборе такого
подрядчика услуг. Другими словами, какое
дело кому-то, включая государство, наняла ли я Бориса Моисеева на мне
оперировать, если я считаю, на основании моей собственной проверки способностей
Бориса Моисеева, что он может провести на мне операцию? Если я дееспособный гражданин, какое кому
дело, что я с собой делаю? Плюс,
возвращаясь к пункту первому, и в отношении меня, и в отношении Бориса Моисеева,
если я найму его представлять себя в суде, применяется презумпция знания
закона. Почему вдруг, чтобы посадить
меня в тюрьму, государство считает, что я знаю все законы и не могу отвертеться
от ответственности заявлениями, что я о таком законе не слышала, но чтобы себя
же защищать против того же государства в том же уголовном деле то же
государство считает, что я не знаю закона для выбора собственного защитника в
суде, и обязана выбирать только из списка, одобренного государством? Это
абсурд.
3.
Жесткая
или мягкая адвокатская монополия проталкивается подрядчиками услуг, в
собственных интересах, а не в интересах потребителя, в то время как мнение и
интересы потребителя не учитываются. Подрядчик явно заинтересован в
предоставлении дорогих и не разнообразных услуг в наименее эффективной форме, в
то время как потребитель, напротив, заинтересован в предоставлении дешевых,
качественных и эффективных по времени услуг.
Введение адвокатской монополии сужает круг потенциальных подрядчиков и
повышает цены на услуги, делая доступ к судебным представителям недоступным
большому количеству граждан – т.е. создается, как это уже случилось в США, т.н.
«пропасть правосудия» (justice gap), когда большинство мало- и среднеимущих
граждан не могут себе позволить услуг лицензированного адвоката. Походите по американским форумам, где люди в
отчаянии пытаются узнать друг у друга, что делать в судебных делах, т.к. нет
денег на адвоката – но закон не разрешает им нанять человека без адвокатской
лицензии. Получается, что адвокатская
монополия защищает только состоятельных граждан, кто и так может себе позволить
квалифицированную помощь, и оставляет бедных и среднеимущих вообще без
юридической помощи. Это замечательная
помощь потребителям. Это абсурд.
4.
Введение
адвокатской монополии якобы «в защиту прав потребителей» работает против
потребителя там, где государство регулирует монополию и выступает оппонентом в
судебном процессе (уголовном, ювенальная юстиция, нарушение гражданских прав) и
одновременно ограничивает выбор судебного представителя потребителя/гражданина. Абсурдно ожидать от своего оппонента, чтобы он защищал Ваши интересы лучше Вас самих и что Ваш оппонент будет ограничивать Вас в выборе собственного защитника от этого оппонента для Вашей же пользы.
5.
Введение
адвокатской монополии работает против потребителя и там, где монополию регулирует
гильдия адвокатов. В этом случае
присутствует явный конфликт интереса.
Гильдии не выгодно поддерживать подрядчиков, предлагающих дешевые
услуги, работают быстро и качественно, они подрывают благосостояние представителей
элиты гильдии, желающих задрать цены и снизить качество и разнообразие
услуг. Гильдия может не поддержать
подрядчика только из-за личной вражды или неприязни со стороны руководства
гильдии, что не имеет отношения к качеству работы подрядчика. Формальное образование не гарантирует
качество услуг. Более того, в России
запросто можно купить не только диплом, но и ученую степень. Как в случае с Мединским, например. Мерилом качества работы должно являться
только качество работы, а не разнообразные презумпции как-то образование,
лицензия, одобрение профессиональной гильдии и т.д. А качество работы должен
оценивать только тот, кто за эту работу платит – потребитель, и никто другой.
6.
Немного
совсем подзабытый факт – потребитель на самом деле еще и является сувереном,
держателем власти в России, где по Конституции РФ власть принадлежит народу. Так что адвокатская монополия якобы от имени
суверена, за его деньги, проталкивает через слуг этого самого суверена закон,
вредящий правам суверена и ограничивающий доступ суверена к правосудию в
собственных судах. Абсурд получается.
7. И конкретно по поводу сравнения с больницей. Представительство в суде требует только человека с головой, и не требует, как в больнице, оборудования, инструментов, помощи других людей. Работа адвоката заключается в применении закона, известного всем - здесь нет никакой магии и никакой сложности.
8. Если законы слишком сложны для понимания простым гражданином, и для разъяснения этих законов гражданину или суду требуется специалист с отдельным дипломом - значит, рушится понятие презумпции знания закона, и закон должен быть пересмотрен и переписан так, чтобы он был понятен гражданину для целей правоприменения, чтобы презумпция знания закона была не фикцией, а имела смысл.
Жалко, что портал Право отказывается размещать комментарий с точки зрения потребителя юридических услуг, в ответ на законопроект, якобы направленный в защиту интересов тех самых потребителей.
Похоже, у портала Право тоже есть собственный интерес в продвижении этого закона. Интересно, кто финансирует этот портал. Не адвокатское ли сообщество.
No comments:
Post a Comment