Я писала в этом блоге о недавнем недостойном поведении одного из руководителей ФПА и адвокатской палаты города Москвы Вадима Клювганта, "защитника адвокатов" - его роли в незаконном дисциплинарном производстве по указке Минюста РФ (лоббиста абсолютной адвокатской монополии для ФПА), см. блоги здесь и здесь.
Клювгант вновь отличился, во всеуслышание объявив сегодня новое "правило" ФПА - проводящее дальнейший курс на подавление критики в рядах адвокатуры, и это через 4 дня после публикации "Адвокатской инициативы - 2018", заявляющей об основании новой совместной организации с участием адвокатов и "вольных юристов" для борьбы с этим самым курсом.
Этот курс обозначался ФПА многократно, в заявлениях многих ее руководителей и во многих ее действиях, но особенно интересно этот курс обозначил 1 декабря 2017 года советник ФПА Сергей Бородин:
"Всегда подчеркивал и подчеркиваю, что лучшая организационно-правовая форма существования адвокатской братии – это орден! ... построенный на профессиональной аскезе и жертвенности, больше на идеологии, чем на прикладных навыках, – союз равных избранных".
Сергей Бородин считает "состояние братской корпоративной эмпатии ... важнейшей традицией нашего адвокатского бытия".
Сергей Бородин считает "право нашей профессии, т.е. право быть адвокатом, порождает обязанность не быть антиадвокатом, не становиться внутренним врагом адвокатского сообщества" - возьмите на заметку, подписанты "Адвокатской инициативы - 2018", это прямая угроза.
И вот еще одно мнение Сергея Бородина: "Неужели полемический запал оправдывает выпячивание собственного понимания правил профессии вопреки толкованиям, которые даны Комиссией по этике и стандартам? Сложно удержаться от постоянного противопоставления себя и сообщества? Сделай выбор".
Экспертная оценка юристом происходящего, критическая по отношению к "Комиссии по этике и стандартам" называется "выпячиванием собственного понимания правил профессии", которое Бородин характеризует как "противопоставление себя и сообщества", требующее "выбора" - удаления такого адвоката из профессии.
Бородин "озвучил" это мнение 1 декабря 2017 г.
То же самое мнение, в другой форме, "озвучил" 20 марта 2018 г. Вадим Клювгант в ответ на призывы "Адвокатской инициативы - 2018", критикующие действия ФПА, включая насаждение цензуры и навязывание адвокатам "выбора" - молчать и не критиковать ФПА и иметь возможность работать в уголовных судах, или критиковать и быть выгнанным из адвокатуры, несмотря на квалифицированную работу в защиту клиентов.
Орган ФПА "Новая адвокатская газета" объявила, с одной стороны, о положительных изменениях в правилах ФПА, о якобы расслаблении цензуры, наложенной на выступления адвокатов в 2016 году:
Вадим Клювгант, "входивший в редакционную группу" правила, опять-таки, без вклада рядовых адвокатов в рождение первоначального правила, или в "редакцию" этого правила с помощью Вадима Клювганта - а отсутствие возможности влияния рядовых адвокатов на политику ФПА является одной из важных причин "Адвокатской инициативы - 2018", заявил об "отредактированном" им правиле следующее:
Посмотрим, какой "баланс" предлагает достичь Клювгант.
Клювгант настаивает, что "фундаментальное требование" членства в адвокатуре - соблюдение "профессиональной корпоративности и солидарности" - в связи с правилом ФПА о продолжающемся запрете на критику действия коллег адвоката в судебных делах, критику в качестве эксперта, информирующего публику, потребителей, о возможных проблемах с качеством услуг, предоставляемых другим адвокатом.
Оглашение руководством ФПА принципа, что замалчивание экспертной оценки адвокатами друг друга - и особенно в качестве "фундаментального требования" членства в адвокатуре - должно привести к немедленному изменению Закона об адвокатуре и отзыву у ФПА и адвокатских палат права регулировать выбор потребителями адвокатов.
Такой регулятор должен быть 1. нейтральным и 2. радеть за интересы потребителей.
Начиная с конца, так как нейтралитет регулятора совершенно очевидно отсутствует - правило, налагающее кляп на оглашение проблем с качеством работы отдельных адвокатов явно не продвигает интересы потребителей, а, наоборот, является фальсификацией информации для потребителя о качестве, создания у потребителя иллюзии, что качество адвокатской помощи присутствует, в то время как потребителю просто не дают узнать о проблемах с этим качеством.
Более того, само существование этого правила налагает пятно на всю российскую адвокатуру, так как, зная, что критика адвокатами качества услуг других адвокатов запрещена, потребитель может презюмировать плохое качество услуг ЛЮБОГО российского адвоката.
Клювгант утверждает, что новое правило:
"позволяет достигнуть оптимального баланса между публичной профессиональной экспертизой, участие в которой адвокатов не только допустимо, но и желательно, и соблюдением фундаментального требования профессиональной корпоративности и солидарности".
Итак, "оптимальный баланс".
Что такой "баланс" вообще необходим - это личное мнение Вадима Клювганта и других авторов "правила", и их единоличное насаждение цензуры и запрета на критику как условия работы в государственных уголовных судах уже явилось причиной протестного движения "Адвокатская инициатива - 2018".
Что такое "оптимальный" баланс между "публичной профессиональной экспертизой" и "профессиональной корпоративностью и солидарностью" якобы "вольной" профессии адвоката - это тоже личное мнение Вадима Клювганта и Ко., навязываемое всем российским адвокатам в качестве sine qua non для работы адвокатом.
Но давайте все же сравним, какие изменения были внесены в "старое" правило 2016 года.
Вот старое правило, запрещающее:
«публичное комментирование адвокатами при осуществлении адвокатской деятельности, а равно в качестве личных суждений позиций другого адвоката/представителя по делам, в которых они не участвуют».
А вот "новое правило", которое орган ФПА, "Новая Адвокатская Газета" представляет как "существенно измененный":
«Не допускается публичное комментирование адвокатами обстоятельств уголовных дел, в которых они не участвуют, и правовых позиций адвокатов, участвующих в этих делах. Во всех случаях адвокат должен воздерживаться от публичных комментариев, направленных на умаление достоинства или принижение профессиональных качеств других адвокатов».
На самом деле цензура не только не "облегчена", но и расширена.
По правилу в "новой" редакции запрещена не только публичная экспертиза адвокатом действий коллег в уголовных делах, в которых сам адвокат не участвует, но и любые "публичные комментарии, направленные на умаление достоинства или принижение профессиональных качеств других адвокатов".
"Другие адвокаты" - это еще и руководство ФПА и руководства региональных адвокатских палат.
То есть раньше критика адвокатов и руководства палат не разрешалась только в отношении публичных комментариев в отношении услуг, предоставляемых адвокатами в уголовных делах - что уже является обманом потребителя.
Теперь критика не позволяется уже и вне уголовных дел, в отношении всех "профессиональных качеств" других адвокатов, не обязательно относящихся к уголовным делам.
То есть теперь могут наказать за критику коллег в ведении гражданских дел, в консультациях, а также за их роль в дисциплинарном производстве против других адвокатов.
Замечательный "оптимальный баланс".
Похоже, ФПА еще не понимает серьезности созданного ей самой положения и продолжает активно настаивать на своем "праве диктатора" - праве, не существующем в демократическом обществе.
На самом деле, как уже упоминалось выше, публичная критика коллег - индикатор для потребителя здоровья адвокатского сообщества.
Маниакальное замазывание флюсов может довести до общего заражения, когда уже и ампутация не поможет.
Такое замазывание огрехов работы - индикатор критического нездоровья адвокатского сообщества.
Если публичное выявление недостатков в качестве работы адвокатов другим адвокатам запрещено, потребителю дается сигнал, что у него могут быть законные сомнения в качестве ЛЮБОГО адвоката - кто знает, каково на самом деле качество работы любого российского адвоката, если за раскрытие проблем с этим качеством свидетелей выгоняют из адвокатуры.
Кстати, запугивание свидетелей недостойного поведения во все времена считалось само по себе недостойным поведением.
Но для Вадима Клювганта и его соратников недостойное поведение ведь не впервой.
"Новое" правило, и комментарии к нему его автора, надеюсь, вдохновят учредителей "Адвокатской инициативы - 2018" продолжать свой курс.
ФПА продожает придерживаться "правила", изложенного юристами и адвокатами, учредителями "Адвокатской инициативы - 2018":
И, конечно, как всегда, поражает орвеллианский язык представителей ФПА:
объявление о "новом правиле", усиливающем цензуру, было опубликовано органом ФПА, "Новой адвокатской газетой", под следующим заголовком:
Снять запрет путем его расширения - это круто.
No comments:
Post a Comment