Wednesday, May 10, 2017

Про Машу, Вову и свободу слова - в России и в США

Недавно наткнулась на ролик, где журналистка из Владивостокской газеты "Народное вече" Мария Дмитриевна Соловьенко поставила на место Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина за неуместное фамильярство - президент назвал Марию Соловьенко "Машей", после того, как она назвалась по полному имени и фамилии и задала неприятный для президента вопрос.  Конкретно, президент сказал журналистке - "Садись, Маша!", как будто он учитель, а она школьница в его классе.

Учитывая, что Мария Соловьенко баллотировалась в президенты Российской Федерации, и, таким образом, является не только журналисткой, но и потенциальным политическим конкурентом президента, отношение к ней как к школьнице (или холопке) со стороны мужчины-президента с явным комплексом мужской неполноценности (иначе зачем бы Президенту России настырно демонстрировать публики снимки со своей голой головогрудью, на коне и на спортивном мате?) и смешно, и тревожно.

Мария Соловьенко не растерялась и назвала президента "Вовой", чем и стала сразу знаменита - самого президента! Вовой! Как школьника! Какая ужасная смелость!  Самого барина по имени!


Это было в 2012 году.

Различные СМИ, ролики и комментарии в соцсетях превозносили журналистку за смелость.

К сожалению, в то же самое время Президента не забросали тухлыми яйцами за его "Машу" и попытку унижения женщины.   И не осмелились раскритиковать косящего под пахана президента "за Машу".

Что говорит о многом.

Как о многом говорит не замедлившая последовать реакция властей на такую "смелость" Марии Соловьенко, которая, как репей на тыльной области, смущала и смущала "Вову" своими вопросами.

Конечно, реакция была завуалирована под иск частного лица о защите репутации.

Мария Соловьенка "смущала" президента РФ вопросами с 2007.

И тогда реакция про-президентских "защитников" не заставила себя ждать.  В 2010 про-президентский сатирик Михаил Задорнов, "по совпадению", "обобщил" относительно внешнего облика жительниц Владивостока - что включало и Марию Соловьенко - что они одеваются и выглядят как проститутки.  Мария Соловьенко подала в суд - и, конечно, же проиграла.

А после ее "Вовы" против нее подали в суд - и, конечно же, выиграли.

В 2015 году против Марии Соловьенко присудили по иску - конечно, все "по закону", 250 000 рублей за "репутационный ущерб" в пользу ООО Прима Медиа, и взыскали этот ущерб через судебных приставов.

Ранее, в 2003 году, суд удовлетворил иск против Марии Соловьенко о защите репутации мэра Владивостока Копылова, которого журналистка обвинила в коррупции.

Конечно, закон в США лучше защищает (хотя бы на бумаге) журналистов, расследующих коррупцию.

1я поправка к Конституции США и существующие судебные прецеденты делают невозможными иски о клевете, подобные тому, что выиграл мэр Владивостока против Марии Соловьенко.

По американским законам, от мэра потребовалось бы доказать не только, что заявления журналистки были ложными, но и что они были сделаны намеренно, со злым умыслом - а это обычно доказать против журналиста невозможно.

Однако, и в США, так же, как и в России, находятся разнообразные чиновники, которым в радость унизить своих критиков и даже потенциальных критиков снисходительно-"отечески"-фамильярным обращением.

Такие заходы весьма часты в судах США.

Судьи зачастую обращаются к сторонам процесса и адвокатам по имени, включая уменьшительные имена - как Путин к Марии Соловьенко.

И ни разу, ни одного единственного разу, сколько раз мне приходилось присутствовать при таких "словесных похлопываниях по плечу", ни один адвокат не воспротивился, не назвал судью по уменьшительному имени.  Напротив, я видела холопское умиление таким "вниманием" со стороны судьи.

Так, к слову пришлось.






No comments:

Post a Comment