Friday, March 15, 2019

Разница между российскими НКО и американскими "бесприбыльными корпорациями" (иногда называемыми NGO - негосударственные организации)

В последнее время много вижу сумятицы в использовании терминов НКО (российский термин) и NGO (часто встречающийся американский термин).

Эти два "вида" организаций приравниваются друг к другу.

Однако, между ними есть существенные различия, о чем люди, взаимодействующие с американскими "NGO", частыми источниками грантов для российских НКО, не знакомы.

Я занималась американскими "NGO" (так они себя называют, но это не является юридическим термином) профессионально и прошла курс в школе права относительно этих организаций.

Юридический термин для них - non-profit organizations, или "бесприбыльные организации".

Как разъясняет сущность этих организаций (в основном это корпорации) закон (и мой профессор права), "бесприбыльные организации" - не те, что НЕ ЗАРАБАТЫВАЮТ прибыль и не занимаются коммерческой деятельностью.

Коммерческой деятельностью американские нон-профиты занимаются еще как.

Как пример американских нон-профитов можно привести NASDAQ или NFL, Национальную лигу американского футбола.  Они числятся как нон-профиты, благотворительные организации, зарабатывая гигантские деньги.

Сущность "бесприбыльной организации" в том, что они не распределяют прибыль между своими членами - как прибыль.

Но могут выплачивать гигантские зарплаты и назначать своему руководящему персоналу дорогостоящие привилегии - типа корпоративного самолета и роскошных штаб-квартир.

Еще одной особенностью американских нон-профитов является то, что закон не определяет минимума собранных средств, которые должны быть направлены на заявленную нон-профитом для целей безналогового статуса миссии.

Например.

Миссия - помощь детям, больным раком.

Под этой миссией  нон-профит продает различную продукцию с соответствующей эмблематикой, ведет рекламную компанию и зарабатывает гигантские деньги.  Это откровенная коммерческая деятельность.  Эту прибыль корпорация не распределяет между своими членами, таким образом, сохраняя безналоговый статус.  

Но при этом нон-профит направляет на помощь детям, больным раком, заявленную для безналогового статуса миссию, скажем, 0,001% прибыли.  Это законно, нонпрофит ничего не нарушил.

Называть такие корпорации "негосударственными" - натяжка, так как они существуют за счет безналогового статуса, и, таким образом, напрямую финансируются американскими налогоплательщиками.

Вот, например, отчет американского нон-профита (бесприбыльной корпорации) за 2015 г., как результат аудита, полностью.

Также привожу отрывки из этого отчета.

Delaware Opportunities, Inc. - вполне заштатный нон-профит, сидящий в Богом забытой сельской местности в горах Кэтскиллз штата Нью-Йорк.

Вот такое у них скромное здание, похожее на ферму.



Тем не менее, судя по их отчету, через это здание в 2015 году прошло более 11 миллионов долларов государственных грантов.

11 756 272 доллара - напрямую в грантах от государства.

Непосредственно пожертвований - всего 47 606 долларов за год.

Расходы на персонал - 5 921 370 долларов, на персонал, умещающийся вот в этом здании, за год.

Отчисления на персонал и льготы персонала - еще 1 989 334 доллара.

Выплаты на индивидуальные нужды людей (без объяснений, кому и на какие конкретно нужды - а в этом графстве коррупция процветает) - 2 546 001 доллар.  

Из 13 415 246 долларов, полученных в бюджет организации, 7 910 704 доллара (59% бюджета) уходят на персонал, и только 2 546 001 (19% бюджета) - на заявленную миссию, помощь людям.

Расходы на персонал превышают расходы на заявленную миссию более, чем в 3 раза - в 3,11 раза.

То есть, эта организация - синекура, существующая на деньги государства и создающая рабочие места для местной властной элиты.  Руководящий состав - из местных представителей власти, мой запрос по закону о свободе информации о списках сотрудников организация заперла.

И это - мелкий нонпрофит, затерянный в сельской местности.

Что можно говорить о более крупных нонпрофитах, дающих работу семьям и друзьям более высокопоставленных чиновников - там крутятся совершенно другие деньги.

Более того, зачастую американские нон-профиты не только сами существуют на прямые гранты от правительства США, но и являются проводниками грантов от правительства США для других организаций, национальных и иностранных - это так называемые pass-through grants.

На примере Delaware Opportunities, Inc., например, это выглядит так:



Через этот небольшой фермерский домик проходят каждый год огромные деньги, причем в графстве, с населением в 45 000 человек, где большинство населения о помощи от Delaware Opportunities слыхом не слышало (я работала в этом графстве именно с бедным населением, какового в этом графстве большинство).

И в этом следующая проблема американских нонпрофитов - отмывание денег и мошеннические схемы.  Включая нонпрофиты с самыми благородными миссиями - помощь больным раком, например.

Более 13 % случаев мошенничества в системе трудоустройства в США, например, происходит именно в нон-профитах.

Это теплые места, куда устраивают жен, детей, других родственников и друзей чиновников как плату за их "услуги" и где можно не работать, но получать приличные деньги, делать "блестящую" карьеру и потом писать на резюме, что "служили людям" долго и упорно.

Американские нон-профиты часто используются как элементарные проводники денег, причем для самого нон-профита сохраняется безналоговый статус даже если нонпрофит передает деньги организации, не обладающей собственным безналоговым статусом у американской налоговой службы - именно это происходит при распределении грантов американскими нонпрофитами иностранным организациям-получателям.

При этом американские юристы разработали схему, как осуществлять передачу средств организациям, не имеющим американского безналогового статуса, включая иностранные (для США) организации, чтобы не нарушить правил IRS (устанавливаемых путем административного регулирования, не через законотворчество Конгресса США).

Для того, чтобы быть проводником финансов от американского нон-профита (занимающегося коммерческой деятельностью, но не распределяющего прибыль между членами - только как зарплату и привилегии руководящему составу) - составляются "соглашения о фискальном спонсорстве", по которым американский нон-профит оставляет за собой некое право контроля за финансами - и таким образом выходит из-под запрета передачи финансов иностранным организациям без американского безналогового статуса "как простым проводникам" денег.


Просто точки над i. 

Приравнивать российские НКО и американские NGO не стоит.  И стоит думать, откуда, как и почему идут деньги и кто и зачем ведает их распределением.

No comments:

Post a Comment