Saturday, October 20, 2018

Так "живая" ли в России Конституция? О порядке пересмотра и внесения поправок в Конституцию России - по самой Конституции, по Зорькину и по Елене Лукьяновой. Часть 1.

В мае этого, 2018, года бывший судья конституционного суда Республики Башкирия Сафонов Владимир Евгеньевич, доктор юридических наук и профессор, опубликовал вот такой трактат:




На Озоне книга числится как распроданная - интересно, что массы так живо интересуются книгами подобной тематики.

Но в электронном формате ее вполне можно купить на Google Books, что я и сделала.

Книга - доктора юридических наук и бывшего судьи Конституционного суда одной из республик Российской Федерации - показательна для меня лично двумя вещами.

Первое - названием.

В тексте книги автор признал, что в тексте Конституции США нет подтверждения полномочий ВС США "точечно" менять Конституцию США через ее интерпретацию в прецедентах суда.

Таким образом, название должно было быть - АНТИконституционное правотворчество в деятельности Верховного суда США, но на правдивое отображение происходящего рука автора не поднялась.

Второе - то, что д.ю.н. и бывший конституционный судья Сафонов признал (походя), что конституционных оснований для изменений Конституции США через интерпретацию Верховным судом США нет, но посвятил целый трактат тому, как ВС США, тем не менее, это делает, не заостряя внимания читателя, что все, что "правотворчество" в федеральном правительстве США отдано, по статье 1-й Конституции США, только и исключительно в ведение Конгресса США.  

Публикация Сафонова вышла в мае, как раз под "перевыборы" Путина.

Уже в октябре 2018 г. автор нынешней Конституции России, бывший коммунист с 21-летним стажем и нынешний председатель Конституционного суда Валерий Зорькин выступил с программным заявлением "Дух и буква Конституции", где, в частности, предлагал "свой" суд в качестве глубокого анализатора самим же собой написанной Конституции России с целью ее "точечного" изменения, в соответствии с "принятой международной доктриной 'живой Конституции'".

Где эта доктрина "принята", описал в мае Сафонов.

Зорькина покритиковала профессор НИУ ВШЭ (Национального исследовательского университета Высшей школы экономики) и одновременно директор института мониторинга эффективности правоприменения Общественной палаты России Елена Лукьянова.

Но покритиковала, как бы это повежливее выразиться, очень интересно.

Первый же параграф предположительно критической статьи был посвящен ПОДДЕРЖКЕ предложения Зорькина об изменении Конституции России "точечным" путем, через судебную интерпретацию.

"Валерий Дмитриевич, с частью вашего текста можно, безусловно, согласиться, хотя сказанное вами общеизвестно и уже многократно обсуждено. Меня, как и вас тоже, тревожат призывы к кардинальным конституционным реформам. Я, как и вы, убеждена, что Конституцию кардинально менять не надо. Что ее дефекты и прочие недостатки «вполне исправимы путем точечных изменений, а заложенный в конституционном тексте глубокий правовой смысл позволяет адаптировать этот текст к меняющимся социально-правовым реалиям в рамках принятой в мировой конституционной практике доктрины «живой Конституции».

Уже ТРИ российских высокопоставленных юриста поддержали доктрину "точечных изменений" Конституции через ее интерпретацию судами - как "принято" в международной практике.

Один (д.ю.н. Сафонов В.Н.) одобряет "точечные изменения" ВС США в Конституции страны, хотя полномочий на законодательную ("правотворческую") деятельность, а тем паче на изменение Конституции страны, у этого суда нет и не было - что профессору конституционного права хорошо известно.

Другой (д.ю.н. Валерий Зорькин, председатель КС РФ и соавтор нынешней, 1993 года, Конституции России) призывает Конституцию России менять не кардинально, а "точечно", во избежание социальных катаклизмов - и дать право на такие точечные изменения, конечно, себе, любимому.

Третья, д.ю.н. Елена Лукьянова, поддерживает Зорькина в его заходах о "точечном изменении Конституции России" и применении в России изобретенной ВС США антиконституционной "доктрины" "точечного изменения Конституции", или "живой Конституции" - кстати, ВС США ведет себя осторожнее Зорькина и Лукьяновой и НИКОГДА не говорит в своих прецедентах, что ВС США ИЗМЕНЯЕТ Конституцию путем интерпретации.  Судьи-активисты ВС США говорят, что они "относятся" к Конституции США как к "живой", но Конституцию не изменяют.  Осторожные черти.

Но так как и Зорькин, и Лукьянова хотят применить американскую "доктрину" "живой Конституции", внесения "точечных изменений" (через судебные решения) в России, неплохо бы взглянуть, как это желание и эта "доктрина" согласуется с самой Конституцией России.

А никак.


Вот текст Конституции России, описывающий порядок внесения поправок и пересмотра Конституции России, заложенный в тексте Главы 9.

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Статья 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Статья 135
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Статья 136
Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.


Статья 137
1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.



Давайте теперь искать отличие позиции Зорькина-автора Конституции России и Зорькина - нынешнего председателя КС РФ, желающего "точечно" собственный текст, одобренный на всенародном референдуме, менять, через собственные судебные решения.

Начнем с того, кто может выдвигать предложения о внесении поправок в Конституцию страны.

Ни Зорькин (судья) не может, ни Лукьянова (директор института Общественной палаты РФ) не может.  Т.к. оба, и Зорькин, и Лукьянова, доктора юридических наук и профессора конституционного права, это им должно быть хорошо известно.

А вот кто может вносить предложения об изменении Конституции России (статья 134 Конституции России):

  1. Президент Российской Федерации, 
  2. Совет Федерации, 
  3. Государственная Дума, 
  4. Правительство Российской Федерации, 
  5. законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также 
  6. группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Президент, Совет Федерации, полностью или через не менее 20% своих членов, Госдума, полностью или через не менее 20% своих членов , Правительство РФ (кабинет министров) и законодательные органы субъектов РФ.

Это все.

Что же плохого углядел и Зорькин, и Лукьянова в том, чтобы, к примеру, законодательное собрание отдельно взятого субъекта Российской Федерации, или 20% Госдумы, или 20% Совета Федерации, внесут предложение об изменении Конституции России?  Что в этом такого "кардинального" - в следовании конституционной же процедуре об изменении Основного закона страны?

Идем дальше.

Статья 135
1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Вот главы Конституции России, которые не могут быть пересмотрены Федеральным собранием:



Удивительным образом, в число положений, которые может изменять
  •  либо Конституционное Собрание РФ, поддержанное 60% депутатов Госдумы и проголосовавшее на 66,66% за изменение Конституции, 
  • либо всенародный референдум -
и больше никто, входит сам порядок изменения Конституции Российской Федерации.

То есть, как должно быть известно д.ю.н. Зорькину - и д.ю.н. Лукьяновой - никаких "точечных" изменений или "доктрины" "живой Конституции" в России быть не может.

Так как внесение "точечных изменений" не входит в порядок внесения поправок в Конституцию России, и относится к Главе 9 Конституции, изменять которую может только Конституционное Собрание или всенародный референдум.

Поехали дальше.

Статья 136
Поправки к главам 3 - 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Вот эти статьи - включая статьи о президенте Российской Федерации.

Порядок принятия конституционных законов отражен в статье 108 Конституции России.

Статья 108
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Соответственно, и положения статей с 3-ей по 8-ю можно изменять не "точечно", через толкования КС РФ на основании американской "доктрины" "живой Конституциями", а только лишь через одобрение не менее 75% членов Совета Федерации и не менее 66,66% членов Госдумы.

И то же самое относится к изменению статьи 65, составу Российской Федерации.

Статья 137
1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.
==

Так что антиконституционная доктрина "живой Конституции" точно также антиконституционна и при ее перенесении на российскую почву.

Что доктора юридических наук Зорькин и Лукьянова отказываются признавать.

Потому как в заходах Зорькина о "точечных изменениях" Конституции речь шла именно о правах человека - статья 2 Конституции РФ.  

Тех правах, изменять которые можно только либо через Конституционное Собрание, либо через всенародный референдум.

Так кто же пытается внести кардинальные изменения и подорвать устои общества и правовой системы в Российской Федерации.

Получается, что Зорькин и его сторонники.

Интересно еще и то, как Зорькина метает и бросает то в поддержке, то в оппозиции "международных норм" права.

Не менее интересен взгляд бывшего коммуниста с по крайней мере 21-летним стажем Зорькина об истории России, о "ментальности" российского народа, которую коммунист Зорькин стремится защитить, нарушая порядок изменения Конституции - собственноручно же и написанной, но написанной, как он сам признается в своем манифесте, "Дух и буква Конституции", в качестве "компромисса".

Об этих интересных подробностях в следующей статье.

No comments:

Post a Comment